Управление образования
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Управление образования

Рабочий форум управления образования Курагинского района
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

 

 УРОК ПАМЯТИ, посвященный 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 27 января 2014 г.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Киреева Ольга Владимировн




Сообщения : 61
Дата регистрации : 2012-08-14

УРОК ПАМЯТИ,  посвященный 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 27 января 2014 г. Empty
СообщениеТема: УРОК ПАМЯТИ, посвященный 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 27 января 2014 г.   УРОК ПАМЯТИ,  посвященный 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 27 января 2014 г. Icon_minitimeПн Янв 27, 2014 12:35 pm

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ  ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

пр.Мира, д.76, г. Красноярск,  660049;
Телефон, факс: (391) 227 7669
E-mail: prigodich@kipk.ru


Уважаемые коллеги!

На основании ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 г. в Российской Федерации отмечается день воинской славы День снятия блокады города Ленинграда – 27 января.
Направляем методические рекомендации для проведения в образовательных учреждениях Красноярского края  Уроков Памяти,  посвященных 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда. Приложения к Рекомендациям размещены на сайте КК ИПКиППРО www.kipk.ru, на странице Центра воспитания  и гражданского образования, в разделе «Краевой школьный календарь для гражданского образования».
Приложение на 9 страницах
Ресурсы на сайте www.kipk.ru



Приложение

Оглавление
1. 27 января – День снятия блокады Ленинграда ……….. стр. 3-5
2. 27 января – День снятия блокады Ленинграда………..…стр. 6-10

Рекомендации разработаны в контексте задач Краевого школьного Календаря воспитания и гражданского образования
Составители: Костюченко Юлия Александровна, методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК РО, Петрусенко Елена Ивановна, методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК РО, Пригодич Елена Григорьевна, руководитель Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК РО

Красноярск 2014г.


1. 27 января – День снятия блокады Ленинграда

Блокада Ленинграда – одна из самых героических и трагичных страниц Великой Отечественной войны. Это особая страница военной летописи 1941 – 1945 годов. Девятьсот блокадных дней стали примером удивительного мужества, человечности и терпения всех тех, кто встретил войну в осажденном городе.
8 сентября 1941 года – вокруг северной столицы сомкнулось блокадное кольцо из немецких, испанских и финских войск;
18 января 1943 года – прорыв блокады советскими войсками;
27 января 1944 года – окончательное снятие блокады, в честь которой в Ленинграде был дан праздничный салют.
Все девятьсот дней город жил сражаясь…
Оказавшиеся в кольце вражеских войск, жители Ленинграда пережили голод, холод, смерть близких и разрушения. Стойкость и самоотверженность блокадников – пример беспредельного подвига людей, стремившихся в нечеловеческих условиях не только выжить, но и работать, воевать и делать все, чтобы сохранить независимость своему родному городу.
Всего к началу сентября 1941 г. из Ленинграда было вывезено 92 предприятия. В результате вывоза большого количества агрегатов, станков, машин и оборудования производственная мощность ленинградских заводов и фабрик уменьшилась до 48% от довоенной, а по предприятиям Наркомата боеприпасов - на 50.6%.
Особенно сложным было положение с боеприпасами. В первые недели блокады положение со снарядами, минами, порохом и взрывчаткой оказалось даже хуже, чем с хлебом и мукой. В дни ожесточенных сентябрьских боев наши войска израсходовали почти все, что у них имелось. В городе не хватало сырья для производства чугуна, сортовой и листовой стали, железа и других металлов. К заготовке лома и отходов цветных металлов было привлечено население. За каждую тонну сборщики лома получали от заготовителей по 300 руб. На всех предприятиях был произведен точнейший учет сырья и материалов [22]. Не хватало не только металла, но и тротила. На подвоз его надежды не было, а наладить производство в городе не представлялось возможным. Группа ученых под руководством профессора А.Н. Кузнецова заменила тротил аммониевой селитрой, смешанной с кремнеалюминиевым компонентом. Сплав “П” под названием синал стал основным видом блокадной взрывчатки. Им заряжались снаряды, ручные гранаты и мины. Для производства боеприпасов, которое было организовано на 14 предприятиях, использовали и взрывчатку, извлекавшуюся из неразорвавшихся немецких бомб.
Люди не досыпали, голодали, но поставленные перед ними задачи выполняли. Рабочие и работницы сутками не выходили из цехов. Примерами самоотверженности могут служить коллективы Кировского завода и “Электросилы”. Немецкая артиллерия и авиация обрушивали на них один удар за другим, но рабочие редко уходили в укрытие, а те, кто обслуживал котельные и литейные цеха, не покидали свои рабочие места ни при каких обстоятельствах. В сложнейших условиях осени 1941 г. было изготовлено 39 реактивных минометных установок, на базе которых на Ленинградском фронте был сформирован реактивный минометный полк. Несмотря на возраставшие трудности, во втором полугодии 1941 г. предприятия города произвели 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 5 тыс. полковых и противотанковых пушек, около 10 тыс. минометов, свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80 тыс. реактивных снарядов и бомб.  
Из 2 млн. 555 тысяч ленинградцев, оставшихся в блокированном Ленинграде, около 400 тысяч были дети. Тысячи из них погибли от бомбежек и артобстрелов, голода и холода в городе, во время переправы через Ладожское озеро и в пути до мест эвакуации. Десятки тысяч остались сиротами.
Осиротевших детей специальные дружины подбирали на улицах, в квартирах, нередко прямо в постелях с мертвыми родными. Их отогревали, подкармливали и определяли в детские дома и детприемники, а затем оправляли на Большую землю. Только за период с декабря 1941 г. по июнь 1942 г. детдомами Ленинграда принято около 40 тысяч детей, оставшихся без родителей. С июня 1941 г – по июль 1943 г. в тыловые районы вывезено более 37 тыс. человек.
После окончания войны в 1945 году дети, у которых были живы родные, вернулись в Ленинград. У кого родных не было, оставались в детдомах, затем оканчивали учебные заведения и разъезжались по направлениям на работу, некоторые оставались на постоянное жительство в местах эвакуации.
28 сентября 1942 года в Красноярск прибыл эшелон с детьми из Ленинграда в количестве 1458 человек – 22 организованных учреждения, в том числе 5 яслей, 13 детских садов, 4 детдома… Повзрослев, именно из этих  ленинградских детей, вырастут активисты - создатели красноярского общества «Блокадник», трепетно хранящие ранящие душу воспоминания о трагических событиях осажденного города.
Всего за время блокады только от голода в Ленинграде умерло 641 803 человека и еще более горожан 17 000 погибли от бомбежек.

На основании Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 г. в Российской Федерации отмечается день воинской славы – 27 января - День снятия блокады города Ленинграда.

27 января, к 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, рекомендуется провести Уроки Памяти в рамках уроков истории и внеурочной деятельности.


2. О ресурсах для проведения Уроков Памяти

Методисты Центра воспитания и гражданского образования КК ИПКиППРО составили презентационный материалы для занятий (Приложение 1).
Чрезвычайно мощное содержание имеют письма-воспоминания блокадников, проживающих в Красноярском крае из книги  «Сибирь второй нам родиною стала . Автор книги – Валентина Степановна Антонова, председатель Красноярской краевой общественной организации «Блокадник». Книга была издана к 65-летию Победы. Книга содержит более ста писем. «Это сборник воспоминаний ветеранов, яркий пример стойкости и мужества советских людей в тяжелый для Родины период Великой Отечественной войны, пример благородства добрых и горячих сердец сибиряков, радушно принявших обездоленных полуживых ленинградцев и вернувших им жизнь, пример сплоченности и добрых дел «блокадного братства» - краевой организации «Блокадник» (В.Антонова) (Приложение 2).
Стихотворения, посвященные блокаде Ленинграда содержатся в Приложении 3. Особое внимание рекомендуется обратить на стихи Юрия Петровича Воронова (13.01.1929 - 5.02.1993), пережившего блокаду Ленинграда. Его стихи по оценкам ленинградцев – лучшее наследие. Также составители предлагают использовать стихотворение «Дети блокады» Веры Ярлыковой, жительницы блокадного Ленинграда .  
Необходимым условием проведения Уроков Памяти является музыкальное сопровождение (Приложение 3). Рекомендуем при проведении уроков памяти обратиться к прослушиванию песни «Город над вольной Невой» (музыка В.Соловьев-Седой, слова А. Чуркин) в исполнении Марка Бернеса, которая является гимном Красноярского общества «Блокадник». Содержание песни ярко и глубоко раскрывает образ Ленинграда.
Особое внимание при проведении уроков памяти рекомендуем обратить на историю создания Седьмой симфонии (Ленинградской) композитора Дмитрия Шостаковича. Народ дал ей еще название «Легендарная». И действительно, история создания, репетиций и исполнения этого произведения стали легендами.
Считается, что замысел Седьмой симфонии возник у Шостаковича непосредственно сразу после нападения фашистов на СССР.  Композитор писал: «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий - ненавидел всякий фашизм».
В начале октября 1941 года Шостакович с семьёй был эвакуирован из осажденного Ленинграда в Москву, а затем  переехал в Куйбышев. Находясь в Москве, он сыграл готовые части симфонии в редакции газеты «Советское искусство» 11 октября группе музыкантов. «Даже беглое прослушивание симфонии в фортепианном исполнении автора позволяет говорить о ней, как о явлении громадного масштаба», - свидетельствовал один из участников встречи и отмечал ..., что «Финала симфонии ещё нет».
В октябре - ноябре 1941 года страна переживала самый тяжёлый момент борьбы с захватчиками. В этих условиях оптимистический финал, задуманный автором («В финале хочется сказать о прекрасной будущей жизни, когда враг будет разбит»), не ложился на бумагу. Художник Николай Соколов, живший в Куйбышеве по соседству с Шостаковичем, вспоминает: «Как-то я спросил Митю, почему он не заканчает свою Седьмую. Он ответил: « ... Не могу пока писать ... Гибнет столько наших людей!». Зато, с какой энергией и радостью он засел за работу сразу же после известия о разгроме фашистов под Москвой! Очень быстро симфония была им закончена чуть ли не за две недели».
Практически сразу же после окончания симфонии началось её разучивание с оркестром Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года.
«Седьмую симфонию» иногда называют «Секретным оружием» Ленинграда. В осажденный город партитуры доставили на военном самолёте с медикаментами. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность.
Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг взял в руки заветные тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему, нужно было 80 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Информация о поиске музыкантов звучала по радио, а дирижер лично обходил госпитали, надеясь найти кого-либо из музыкантов среди раненых.
С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. На первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, - на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! Несмотря на то, что на время репетиций - два месяца - музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта.
Концерт был назначен на 9 августа 1942 года. Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.
Великолепный белоколонный зал был полон и встретил появление дирижёра овацией. Дирижёр поднял палочку, и мгновенно наступила тишина. Долго ли она продлится? Или враг обрушит сейчас шквал огня, чтобы помешать нам? Но палочка пришла в движение - и в зал ворвалась неслыханная прежде музыка. Когда музыка кончилась и вновь наступила тишина, дирижёр подумал: «Почему они сегодня не стреляли?» Отзвучал последний аккорд, и в зале на несколько секунд повисла тишина. И вдруг все люди встали в едином порыве - по их щекам катились слезы радости и гордости, а ладони раскалились от грома аплодисментов. Из партера на сцену выбежала девочка и преподнесла дирижеру букет полевых цветов. Через десятилетия отысканная ленинградскими школьниками-следопытами Любовь Шнитникова расскажет, что она специально выращивала цветы для этого концерта.
Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром.

Рекомендуется дополнить содержание материала видеофрагментами (Приложение 5). Фрагмент «Прорыв блокады Ленинграда 1944 год» раскрывает общий ход боевых действий по снятию блокады с опорой на интерактивную карту. Видеофрагмент «27 января 1944 года. День снятия блокады Ленинграда», подготовленный по материалам Агентства новостей «РИА-Новости», содержит общие сведения о жизни северной столицы в период блокады. Наиболее трагично представлена информация о детях блокадного города, об эвакуации тысяч детей в разные регионы страны. Учителям, работающим со старшеклассниками, предварительно, до проведения уроков памяти, предлагаем познакомиться с содержанием фильма «Ленинградский фронт». Третья серия «Прорыв» (сценарий Л.Лурье, Л. Маляров, режиссер В.Вяткин, ведущий С. Шнуров. Производство ТРК «Петербург – 5 канал», 2005г.)  , содержащий интересные факты о блокадном Ленинграде. Не рекомендуем просмотр фильма на уроках в связи с его достаточно большой временной продолжительностью (около 40 минут).

В качестве дополнительного материала рекомендуется ознакомиться с исследовательской работой учащегося Емельяновской СОШ №1 Шнайдера Андрея, руководитель Прищепа С. В. «От Ленинграда - до Сибири: история одной блокадницы» (Приложение 6) . Материалы будут полезны как педагогам и учащимся Емельяновского района, так и другим учителям и учащимся Красноярского края.
С целью усиления эмоционального воздействия на учащихся, рекомендуется на занятия в качестве образца принести 125 грамм хлеба. Суточный паек блокадника, на 50% состоял из муки, остальные 50% - примеси (отруби, торф, опилки, жмых), а калорийность блокадного хлеба была более чем в 10 раз ниже суточной нормы.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
УРОК ПАМЯТИ, посвященный 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 27 января 2014 г.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Управление образования :: Районные методические объединения :: РМО учителей истории-
Перейти: