Управление образования

Рабочий форум управления образования Курагинского района
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться | 
 

 Урок по географии, 8 класс. "Основания"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Федоренко О.М.



Сообщения : 36
Дата регистрации : 2012-06-09

СообщениеТема: Урок по географии, 8 класс. "Основания"   Вс Фев 09, 2014 11:56 am

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
В теме «Почвы и почвенные ресурсы» изучается вторым, после урока «Почвы и их разнообразие».
В учебнике Бариновой И.И. данная тема не выделена в отдельный урок, но необходимость данного урока связана с получением учащимися более глубоких знаний о свойствах почв и в дальнейшем применении знаний на практике.
Цели урока.
Обучающая - Изучение свойств почв.
Развивающая - Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв.
- Развитие знаний приобретенных на уроках географии, химии и биологии.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:- Формирование экологического мышления и экологической культуры
учащихся.
Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус.
Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.
Беседа с классом.
-Что такое почва?
-Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы)

Почва









Вода воздух минеральные органические горные
вещества вещества породы

Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов?
Что такое почва? Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.
Фронтальный опрос:
• Какой тип почв распространен в нашей местности?
• Используются ли они в сельском хозяйстве.
• Перечислите внешние признаки, по которым различаются почвы разных типов.
• Основные закономерности распределения или размещения основных видов почв.
• Покажите на карте, районы наиболее плодородных почв и наименее плодородных почв.
3. Новый материал
Сообщение темы урока «СВОЙСТВА ПОЧВ»
Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации.
Для изучения свойств почв проведем мини- исследование.
Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока.(приложение 1)

Исследовательская работа.

свойства почв



химические физические механические

методы позволяющие получить важную информацию о свойствах богатстве и плодородие почв

полевой
Полевые методы позволяют быстро,
без сложных лабораторных исследований,
получить важную информацию

биоиндикационный
К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой.
По структуре выделяют два типа почв:
Структурные Бесструктурные
Хорошо разрыхленные, уплотненные или состоят из
комковатые, мелких пылевых частиц,
много пор. пор нет
Какие почвы более плодородны и почему?
У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его,
определите тип почвы и занесите данные в карточку.
Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:
Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные)
Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

вид шнура состав почвы
не скатывается песчаная
скатывается, но не сворачивается супесчаная
скатывается, сворачивается и трескается суглинистая
Скатывается, сворачивается и не трескается глинистая
На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается.
Определите состав почвы. Данные занесите в карточку.

Плодородие.
Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития)
Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
Как можно определить плодородие?
Плодородие растения-индикаторы
Высокое



_____________________________________
среднее


______________________________________

Низкое малина, иван-чай, сныть, чистотел
копытень, кислица, валериана, майник двулистный

земляника, медуница, ветреница, манжетка, ромашка, пастушья сумка, тысячелистник, лапчатка гусиная,

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.
По списку растений (приложение 2, 3) определите плодородие почв.

Химические свойства

Кислые нейтральные щелочные

От какого слова Кислые? Щелочные?
Что такое щелочь: а) основания.
Какие еще бывают основания?
Приведите пример щелочей.

Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Если в почве преобладают протоны водорода, то реакция почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы – щелочная. Реакция почвы зависит от соотношения в ней свободных H+ OH-
Если H=OH-нейтральная
OH-больше - щелочная
H-больше - кислая
Кислотность. происходит из-за появления в почве вредных для растения веществ, таких как, растворимый алюминий, Н+ или избыточный марганец. Если алюминий- глинистая форма почв, если Н-очень жирная гумусовая. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитии ряда растений. Самые кислые почвы – торфяники. Кислые – дерново-подзолистые. Кислотность нарушает белковый обмен, сдерживает процесс цветения и образования плодов и семян.
Щелочность происходит из-за появления в почве солей кальция, карбонатов натрия и гидрокарбонатов натрия. Эти вещества при диссоциации определяют преобладающую концентрацию гидроксид ионов.


Повышенная щелочность также отрицательно сказывается на росте и развитии ряда растений. Ухудшает физические свойства почв. Увеличивается твердость и плотность, уменьшается водопроницательность. Самые щелочные почвы – солонцы и солончаки.
Как определить кислотность почвы? Сделать это можно двумя способами: при помощи индикаторной бумаги и при помощи растений – индикаторов.
В первом случае рассматриваем растения, произрастающие на данной почве. Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы. Для растений оптимальным является нейтральная среда, но некоторые хорошо развиваются в слабокислой среде, а другие в слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде растение заболевает килой. Поэтому почву необходимо нейтрализовать, то есть внести вещества содержащие гидроксид ион.
ГРУППА БИО-
ИНДИКАТОР РН
ПОЧВЫ
1.1. Ацидофилы. Сфагнум, подбел, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавелек малый 3,0-4,5
Сильно-кислая
1.2 Ацидофилы Черника, брусника, калужница болотная, лютик ядовитый, вейник наземный 4,5-6,0
кислая
1.3. Ацидофилы медуница, пырей, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек манжетка, ромашка, пастушья сумка, тысячелистник, лапчатка гусиная, малина. 6,0-6,7
Слабо-кислая
2. Нейтррофилы Лисохвост луговой, клевер гибридный, мятлик луговой. 6,7-7,3
нейтральная
3.1. Базофилы Мать-и-мачеха, осока мохнатая,
лядвенец рогатый, гусиные лапки 7,3-7,8
Слабо-щелочная
3.2. Базофилы Бузина сибирская, вяз шершавый,
бересклет бородавчатый. 7,8-9.0
щелочная
Определите и выпишите растения характерные для нашей местности. Определите по списку растений кислотность почвы.
Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой.
Во втором случае готовим почвенную вытяжку и опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет лакмуса, если реакция кислая, нейтральная, щелочная?
Водный режим.
Влажность определяется на ощупь и при помощи растений.
На ощупь: если руки, после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.




группа растений влажность почвы растения - индикаторы
гигрофиты влажные, заболоченные почвы багульник, камыш, мята перечная, голубика
мезофиты достаточно обеспеченные влагой земляника, медуница, манжетка, ромашка, пастушья сумка, тысячелистник, пырей, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек
ксерофиты сухие почвы кошачья лапка, очиток, ковыль, лишайники.
Определите влажность почвы, результаты занесите в карточку.
Глубина залегания грунтовых вод.
Установление глубины имеет значение для уточнения свойств почвы и выработки рекомендаций по их мелиорации. Многие растения плохо развиваются, если уровень грунтовых вод имеет небольшую глубину.

Индикаторная группа Глубина грунтовых вод
Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий земляника, медуница, манжетка, ромашка Более 150 см
Полевица белая, овсяница луговая, горошек мышиный, чина луговая 100-150 см
Таволга вязолистная, канареечник 50-100 см
Осока лисья, осока острая, вейник Лангсдорфа 10-50 см
Осока дернистая, осока пузырчатая 0-10 см
Определите глубину залегания вод по списку растений, который у вас есть.
Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв и при помощи метода биоиндикации определили свойства почв на исследуемом участке.
Какие результаты у вас получились?
Сделайте вывод по свойствам почв.
4. Закрепление.
Сегодня на уроке мы изучили свойства почв и методы их изучения. А где эти знания вам могут пригодиться?





Географическое положение местности

Природная зона
Тип почв по структуре

Состав почв.

Плодородие почв

Кислотность почв.

Влажность почв



Географическое положение местности

Природная зона
Тип почв по структуре

Состав почв.
Плодородие почв

Кислотность почв.

Влажность почв

Тест.

1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескает.
А) суглинистая
Б) песчаная
В) супесчаная
2.На кислой почве произрастают.
А) базофилы
Б) ацидофилы
В) нейтрофилы.
3. Как уменьшить кислотность почвы. внести минеральные удобрения
А) внести торф
Б) известкование
В) мелиорация.
4.Какая почва плодороднее.:
А) структурная
Б) бесструктурная
5.Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи.
А) высокое
Б) среднее
В) низкое
6) Ксерофиты это.
А) обитатели сухих мест
Б) заболоченных мест
В) увлажненных мест.
Домашнее задание
Составить рекомендации по улучшению свойств почвы.

1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескает.
А) суглинистая
Б) песчаная
В) супесчаная
2.На кислой почве произрастают.
А) базофилы
Б) ацидофилы
В) нейтрофилы.
3. Как уменьшить кислотность почвы. внести минеральные удобрения
А) внести торф
Б) известкование
В) мелиорация.
4.Какая почва плодороднее.:
А) структурная
Б) бесструктурная
5.Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи.
А) высокое
Б) среднее
В) низкое
6) Ксерофиты это.
А) обитатели сухих мест
Б) заболоченных мест
В) увлажненных мест.
Домашнее задание
Составить рекомендации по улучшению свойств почвы.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 
Урок по географии, 8 класс. "Основания"
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Сонопакс, 6-ая больница
» Комментарии к фотографиям
» Индивидуальное или домашнее обучение.
» Чем может "грозить" неаттестация в 1 классе?
» Гимны (России и не только)

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Управление образования :: Районные методические объединения :: РМО учителей географии-
Перейти: