Протокол №2 заседания РМО учителей биологии
от 06.11.2014 г
Присутствовало 17 человек
Тема: Методы формирования метапредметных компетенций у учащихся
Задачи
1. Методы формирования метапредметных компетенций у учащихся (мастер – класс)
2. Задания, вызывающие сложность в ГИА
3. Выработка решения РМО учителей биологии
1. Выступала Коломакина О.А. Она рассказала о методах формирования метапредметных компетенций у учащихся.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.
1. Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.
2.Метапредметность – принцип интеграции содержания образования.
3.Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
Метапредметы,
Метапредметные программы,
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),
Метапредметный урок,
Предметный урок + метапредметная тема,
Метапредметные задания,
Межпредметные проблемные ситуации,
Межпредметные, надпредметные проекты.
Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания
Развивающего мышления;
Развитие критического мышления;
ТРИЗ;
Технологический компонент личностно-развивающего урока;
Метод проектов;
Исследовательская деятельность;
Тьюторские технологии и др
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации
Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.
Решение : использовать методы формирования метапредметных компетенций у учащихся в образовательном процессе
2. Мастер – класс Горн В.А. « Элементы системно – деятельностного подхода.
Валентина Алексеевна продемонстрировала систему оценивания работы учащихся. В основе системы лежит прием самоценивания. На уроках также активно применяются дидактические и методические материалы.
Решение. Попробовать использовать метод на уроках.
3. Выступила Байкова С.Ю. Она представила линию учебников Биология. Э.Л. Введенского А.А. Плешакова. Издательства «Ракурс»
Решение: сравнить линии учебников, используемых учителями.
4. Выступила Коломакина о.А. Она провела анализ работ ОГЭ.
Максимальное выполнение
А20 – 18 учеников - работа с графиком
А10 -16 учеников – опорно- двигательная система человека
А1 – 15 учеников – Биология и методы исследования
Проблемные вопросы
А6, А15, А18 – 9 ответов
А6 – строение животных
А15 – нервная система, органы чувств человека
А18 – факторы среды
А9, А19- 8 ответов
А9- Нервно- гуморальная регуляция человека
А19 – Эволюционные изменения организмов
А3 – 7 ответов – бактерии, грибы
А 13 – 6 ответов – Процессы питания и дыхания в организмах
А5, А22 – 5 ответов
А5 – роль растений в природе, отличительные особенности растений
А22 – верны ли суждения
В1 - Бактерии, грибы, вирусы ( демоверсия 2015 г)
В2 – жизнедеятельность насекомых
(млекопитающих – демоверсия 2015 г)
В5 – вставить в текст пропущенные слова
В6 – описание растения
С1 – работа с текстом и ответы на вопросы
С2 – работа с таблицей и ответы на вопросы
С4 – задание со свободным ответом, опираясь на текст.
Решение. При подготовке учащихся к экзамену учитывать проблемные вопросы и уделять им особое внимание.
Руководитель РМО учителей биологии Коломакина О.А.