Управление образования

Рабочий форум управления образования Курагинского района
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться | 
 

 Рабочая программа по основам светской этики 4 класс 2015-2016 уч.г.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Кожевникова Л.В.



Сообщения : 20
Дата регистрации : 2015-09-29

СообщениеТема: Примерная повестка собрания:   Вт Сен 29, 2015 1:15 pm

Примерная повестка собрания:
Цели и задачи комплексного курса ОРКСЭ. Представление учителей курса. Организация процедуры выбора модулей курса родителями и обучающимися третьих классов. Форма заявления (Приложение 2. Формат заявления). Минимальное количество учеников в учебной группе по курсу. Ответы на вопросы родителей. Директор ОО.
Представление модулей курса, учебников, детских проектов, форм внеурочной работы, вопросов, которые задают ученики, наблюдений за тем, как воспринимают ученики курс, о чем задумываются, чем полезен курс и т.д. Какие вопросы для обсуждения с родителями будут задаваться при изучении модулей курса? Ответы на вопросы родителей. Учителя курса ОРКСЭ.
Выступления приглашенных представителей конфессий о том, почему для воспитания детей полезна встреча с основами религиозных культур в светской школе.
Руководитель ОО отвечает на вопросы родителей и организует раздачу родителям бланков заявлений, которые можно сразу заполнить, или дома. Заполненные заявления передаются классному руководителю на следующий день. Руководитель сообщает номер телефона, по которому в определенное время (например, с 8.30 до 17.00 следующего дня) можно задать вопросы, получить консультацию.
Индивидуальные консультации о выборе модулей курса и организация сбора заявлений родителей – в течение двух дней.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Кожевникова Л.В.



Сообщения : 20
Дата регистрации : 2015-09-29

СообщениеТема: Рабочая программа по основам светской этики 4 класс 2015-2016 уч.г.   Вт Сен 29, 2015 1:14 pm

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Марининская средняя общеобразовательная школа № 16.

Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Марининской СОШ № 16:
____________________ _____________________________
О.В.Пузикова А.А.Вострецова

Рабочая программа
по
основам светской этики
4 класс
2015-2016 уч.г.


Разработчики:
Агапова Т.В.учитель начальных классов,
1 кв.категория
Рассмотрена:
на школьном методическом объединении учителей начальных классов
Протокол № _____ от
«___» ______________
20___г
2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:
• Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» 273-ф 3 от 29 декабря 2012г.;
• Образовательной программы начального общего образования МБОУ Марининской СОШ № 16 (приказ № 77 от 31.08. 2015г.);
• Примерной программы для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк, 2010 г.,
• Учебного плана МБОУ Марининской СОШ№16 2015-2016уч.г.;
• Календарного учебного графика МБОУ Марининской СОШ № 16.
В современном обществе данный курс актуален, потому что произошло падение общечеловеческих ценностей. Наблюдаются не толерантные отношения между некоторыми социальными группами, что угрожает безопасности общества. Поэтому необходимо преподавание данного курса. Базируется на знаниях, полученными учащимися в начальной школе и является основой для изучения истории, МХК, обществознания, литературы в основной и старшей школе. Изучение курса «Основы светской этики» учащиеся проходят по учебнику «Основы светской этики» автор уроков А.Я.Данилюк.
Цель – формирование у школьников поликультурных компетентностей, включающих систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, а также правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе.
Основные задачи:
• Развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
• Обобщать знания, представления о духовной культуры и морали, полученных в начальной школе;
• Формировать у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• Развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Применяемые методы обучения и технологии: интерактивные технологии, кейс технологии, диспуты, работа в группах, работа с источником информации, учебные проекты; уроки-экскурсии; практикумы; различные викторины и др.
Оценка успешности достижения результатов изучения курса выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ оценивания – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ оценивания – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Согласно учебному плану МБОУ Марининской СОШ № 16 , курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Для реализации программы в полном объеме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя, в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
Структура рабочей программы состоит из:
Пояснительная записка(на уровень обучения)
Общая характеристика учебного предмета, курса (на уровень обучения)
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (на уровень обучения)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (на класс и на уровень обучения)
Содержание учебного курса (на класс)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. УУД (на класс)
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
(на класс, уровень обучения)

Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Курс является воспитательным, направлен на практическую деятельность, целью которой является формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, обеспечение поддержки семьи, привлечение ее к учебной и внеучебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и еѐ носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ Марининской СОШ № 16 , курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД:
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
Осознание важности познания нового.
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Составлять план текста;
Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать;
выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметными результатами изучения курса должны быть следующие знания и умения,
• Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
• Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
• Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

• Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
• Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
• Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

К концу обучения по данному курсу школьник:
*приобретет социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
*получит опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
*получит опыт самостоятельного общественного действия.
Содержание учебного предмета

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных
завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Материально-техническое обеспечение
Учебное оборудование и компьютерная техника

№ п/п Наименование учебного оборудования количество Тема урока, на котором используется
имеется необходимо
I Учебное оборудование
1 Учебник «Основы светской этики» А.Я.Данилюк. М.: Просвещение. 2013г. 19 На каждом уроке
2
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. – М., 2009 1 По мере необходимости учителя
I I Компьютерное оборудование
1 Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» (диск – CD) 19 На каждом уроке












Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата Виды учебной деятельности УУД
по плану по факту Личност
ные Мета
предметные Предметные
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. Осознание важности познания нового. Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг». Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Составлять план текста;
Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать;
выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

1. Россия - наша Родина. 1
II. Основы светской этики 28
2. Что такое светская этика? 1
3. Мораль и культура 1
4. Особенности морали 1
5. Добро и зло 1
6. Добро и зло 1
7. Добродетели и пороки 1
8. Добродетели и пороки 1
9. Свобода и моральный выбор человека 1
10. Свобода и ответственность 1
11. Моральный долг 1
12. Справедливость 1
13. Альтруизм и эгоизм 1
14. Дружба 1
15. Дружба 1
16. Что значит быть моральным? 1
17. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества 1
18. Нравственный поступок 1
19. Золотое правило нравственности 1
20. Стыд, вина и извинение 1
21. Честь и достоинство 1 Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять
22. Совесть 1
23. Нравственные идеалы. 1
24. Нравственные идеалы. 1
25. Образцы нравственности в культуре Отечества. 1
26. Этикет 1 монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).
27. Семейные праздники. 1
28. Жизнь человека – высшая нравственная ценность 1
29. Любовь и уважение к Отечеству 1
III. Духовные традиции многонационального народа России 5
30. Подведение итогов. 1
31 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. 1
32. Выступление учащихся со своими творческими работами. 1
33 Презентация творческих работ на тему: «Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России» и т.д. 1
34 Презентация творческих работ на тему: «Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России»и т.д. 1

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 
Рабочая программа по основам светской этики 4 класс 2015-2016 уч.г.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Класс коррекции или школа 8 типа
» Первый класс. Программа "Школа России" .
» Программа Гармония, отличие от других программ нач.школы
» Программа Занкова - кто учился? может кто дать сравнительную характеристику?
» Школьная программа Гармония

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Управление образования :: Районные методические объединения :: РМО учителей курса "Основы религиозных структур и светской этики"-
Перейти: