Управление образования

Рабочий форум управления образования Курагинского района
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться | 
 

 Приложение № 1 к протоколу № 2 от 05.11.2015

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Свинина Л.Б.



Сообщения : 37
Дата регистрации : 2013-09-09

СообщениеТема: Приложение № 1 к протоколу № 2 от 05.11.2015   Пн Ноя 23, 2015 6:12 am

Информационно-коммуникационные образовательные  технологии
Среди современных учёных, изучающих проблемы применения информационных средств в обучении, следует назвать Е.П. Велихова, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, В.А. Каймина, А.А. Кузнецова, B.C. Леднёва, М.П. Лапчика, Е.Д. Маргулиса, В.М. Монахова, Ю.О. Овакимяна, Ю.А.Первина, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, А.Я. Савельева, O.K. Тихомирова, СИ. Шварцбурда, а также создателей учебников по информатике; СИ. Бешенкова, А.Г.Гейна, Ю.М. Горвица, А.Г. Кушниренко, Е.И. Машбиц, И.Г. Семакина, Ю.А. Шафрина.
Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А,П. Ершова (1931-1988), работавшие с методическим и программным обеспечением компьютерного всеобуча. При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и
приёмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скинера, Н.Ф. Талызиной, П. Ланда. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально
влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса,
внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в
совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.
Информатизация образования в России — один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основная задача — эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:
—возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во
всех его звеньях в совокупности (потребности — мотивы — цели — условия — средства — действия — операции);
индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемое™ и динамической
адаптируемости автоматизированных учебных программ;
—коренное изменение организации процесса познания путём её смещения в сторону системного мышления;
—возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию
обучения и самообучения;
—создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Информатизация: 1) организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных средств; 2) процессы разработки и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов информатики для повышения
эффективности обучения и управления. Основным средством информатизации служит ЭВМ, компьютер. Поэтому
иногда наряду с термином «информатизация» применяется термин «компьютеризация» как его синоним.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и
оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию
психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация любой сферы общественного производства — условие его дальнейшего социально-экономического,
научного и культурного прогресса. Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию
других направлений общественного производства, ибо здесь закладываются основы овладения информационными
технологиями, информационная культура всего общества.
Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность
систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с
использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.
Компьютерные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным
средством осуществления которых является компьютер.
Информационная культура человека это совокупность качеств, отражающих его знания и представления об
информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем
морально-этических и юридических норм, ценностей, установок, связанных с ИКС, а также владение компьютерной
грамотностью.
Компьютерная грамотность. Если под традиционной грамотностью понимать умение обращаться с бумажными
носителями информации (читать, писать, вычислять), то компьютерная грамотность охватывает операции с
персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные средства, умение работать с
электронным текстом, электронными таблицами, создавать презентации и базы данных.
Информационная компетентность. Ещё более высокий уровень информационной культуры человека представляет
информационная компетентность — компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации,
использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и
использовать возможности информационных технологий для решения проблем.
Но, выступая как всеобщее явление, информационная культура воспринимается, осваивается и воспроизводится
каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Культурная преемственность
происходит через освоение каждым индивидом накопленного человечеством опыта, но не осуществляется автома-
тически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм,
методов, направлений и механизмов развития личности человека.
Как и любая другая, информационная культура представлена тремя основными составляющими:
знаково-образным отражением (общественным и индивидуальным): информационные богатства хранилищ
информации всех видов и на всех типах носителей;
материализованными объектами (информационно-компьютерные средства, технические устройства,
компьютеры, сети, линии передачи информации, бумажные и электронные носители, специальные мебель и
помещения и т.д.);
процессуальными компонентами (живой опыт людей, их умения и навыки эксплуатации ИКС, использования
хранимой информации, а также алгоритмы, программы, системы, приводящие информацию в движение).
Современные исследователи (И.В. Роберт, Е.С. Полат и др.) выделяют следующие направления формирования
информационной культуры в школе:
—развитие материальной базы информатизации, оснащение школы информационно-компьютерными средствами;
—формирование компьютерной грамотности: изучение учащимися и всеми участниками образовательного процесса формирование компьютерной грамотности: изучение учащимися и всеми участниками образовательного
процесса основных понятий информатики и принципов использования средств информационно-коммуникационных
технологий;
—формирование умений получения, обработки, хранения и передачи информации, использования возможностей
компьютера для решения учебно-воспитательных задач;
—формирование умений создавать, продуцировать компьютерные информационные продукты, учебные программы.
Целевые ориентации
- Совершенствование материальной базы информатизации в школе.
- Создание эффективной внутришколъной информационной среды (корпоративной информационной
системы).
- От компьютерной грамотности — к информационной культуре. Формирование информационной
культуры личности информационного общества.
- Формирование информационной культуры учреждения.
- Изучение информатики как науки и компьютера как устройства.
- Развитие мышления, изменение организации процесса познания путём смещения его в сторону
системного мышления.
- Формирование творческих, исследовательских качеств участников педагогического процесса с
помощью средств ИКТ.
- Приобретение всеми членами педагогического коллектива «информационной компетентности»
умений и навыков использования современных информационно-технических средств в работе, учёбе
и жизни. Ликвидация компьютерной безграмотности педагогов.
- Системная интеграция, внедрение информационных технологий в процессы обучения и воспитания.
- Успешная социализация выпускников с помощью создания адекватной информационной среды.
- Включение учащихся и педагогического коллектива в мировое информационно-образовательное
пространство.
- Снижение уровня социально-педагогической дезадаптации в условиях реалий информационной
среды.
- Совершенствование управления школой, создание локальных АСУ на основе информационно-
коммуникационных технологий.
- Создание на компьютерной базе диагностической и мониторинговой службы школы.
- Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических
материалов по использованию информационных технологий в работе образовательных учреждений.
Особенности концептуала
- Признание трёх основных субстанций реальной действительности (видов материи): вещества,
энергии и информации.
- Неограниченность обучения в информационно-образовательной среде: содержание информации, её
интерпретация и приложения могут быть как угодно велики.
- Общение с компьютером — глобальный фактор социализации.
- Информационная (компьютерная) компетентность ключевая суперкомпетентность человека
XXI века, важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних школьников.
- Разнообразие моделей общения человека с компьютером: субъект — объект, субъект — субъект,
объект — субъект.
- Освоение информационной культуры — это взаимонаправленный коммуникативный процесс, для
которого справедливы все основные закономерности коммуникативной деятельности.
- Раннее начало формирования компьютерной грамотности. Информационная культура в силу
объёмности и фундаментальности составляющих её понятий должна формироваться в школе, начиная
с первых этапов онтогенеза.
- Непрерывное освоение новых информационных средств обучения и коммуникации. Цель школы
состоит не в том, чтобы выучить детей работать на том или ином компьютере. Ребёнок, который
сегодня пришёл в класс, через десять лет увидит на своём рабочем месте компьютер, который даже
трудно себе представить. Поэтому нужно научить ребёнка (выпускника школы) пользоваться
компьютером в принципе.
- Принцип адаптивности: приспособление Компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.
- Принцип диалога (интерактивности) в информационном взаимодействии человека и компьютера.
- Управляемость целенаправленных информационных воздействий (в любой момент возможна
коррекция учителем процесса обучения).
- Принцип психологического комфорта при работе с компьютером.
- Интегративный подход: использование элементов информационных технологий в предметном
обучении, во внеклассной работе и дополнительном образовании.
- Принцип бинарного вхождения информационной культуры в систему образования: через отдельный
учебный предмет (информатика) и через включение в другие предметы учебного плана.
- Принципы мотивации и осознанности (рефлексивности) обучения.
- Принцип сравнительного системного анализа.
- Оптимальное сочетание формальных (точных) и неформальных (эвристических) методов.
- Соблюдение нормативов сохранения здоровья детей.
- Внедрение новых информационных технологий обучения не отрицает традиционных технологий
(производство информации на бумажных и других твёрдых носителях продолжает также расти
быстрыми темпами, мало уступающими производству информации на электронных носителях).
Общие особенности технологий формирования информационной культуры
Формирование информационной культуры в школе происходит прежде всего с помощью и при посредстве средств
ИКТ.
Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) — программные, программно-
аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной
техники, применяемые для транслирования информации, информационного обмена и обеспечивающие операции по
сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к
информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
Средства ИКТ образовательного назначения — средства информационных и коммуникационных технологий,
используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными
материалами и обеспечивающие достижение педагогических целей.
В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий
действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально
большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и
делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и
комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
—развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов
мышления;
—эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
—развитие коммуникативных способностей;
— формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной
ситуации (использование ситуационных компьютерных игр,
ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (использование
интегрированных пакетов, различных сред проектирования гипертекстов, Интернет).
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
—повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
—обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
—углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том
числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Высокий уровень взаимодействия компьютера с человеком. Компьютер выступает в роли персонального
помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами,
диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого
воспроизведения.
Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в
активную работу, например, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию. Компьютер интерактивен:
ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа ре-
шения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала.
Психологические аспекты. Информационную культуру постиндустриального общества можно сформировать в том
случае, когда индивид, использующий компьютер, становится субъектом культуры, её главным действующим лицом.
Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но
и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать
самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность. В такой деятельности важно
авторское самовыражение. Например, работая с программами, позволяющими создать результат в сопровождении
звуковой и графической информации, ребёнок обретает повышенную мотивацию для решения конкретной
проблемы, пробует себя как личность, способную или не способную освоить новое для повышения своего соци-
ального и общекультурного уровня.
Наукоёмкость компьютерных технологий. За процессами освоения информационной культуры стоит огромный
мир сложнейших технических и научных объектов, открытий и изобретений. В нём используются самые новейшие
достижения науки и техники: квантовая физика, микроэлектроника, лазер, оптоволноводы, спутниковая (космическая)
радиосвязь, полупроводниковая, микроволновая техника и тд.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 
Приложение № 1 к протоколу № 2 от 05.11.2015
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Черный список магазинов
» Сабантуй
» Современные показы моды в Москве и не только
» Правоустанавливающие документы...Узакониваем постройку....
» Золушки, Вам сюда!!! Обладательницы размера ног 33,34,35 объединяемся!!!

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Управление образования :: Районные методические объединения :: РМО учителей, работающих по адаптированным программам-
Перейти: