Эффективность использования информационных технологий на уроках истории и в воспитательной работе (по адаптированной программе специальной коррекционной школе VIII вида.)
Современные информационные технологии обладают колоссальными дидактическими возможностями, которые позволяют более эффективно организовать учебный процесс и деятельность всех участников этого процесса. Использование электронных учебных средств позволяет учителю обеспечить урок дополнительными средствами, способствующими поднятию образования на новый качественный уровень. Это проявляется, прежде всего, в реализации принципа наглядности в обучении, значительно расширяет доступность объяснения, позволяет обеспечить мониторинг знаний учащихся, как на промежуточной стадии, так и в процессе итоговой аттестации.
Применение электронных средств обучения позволяет наиболее полно реализовывать одно из основных концептуальных положений современной системы образования – индивидуализации и дифференциации обучения, построения собственной траектории развития учащихся, способствуют осуществлению деятельностного и личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Использование уроков – презентаций и компьютерных программированных опросов в коррекционной школе позволяет стимулировать интерес учащихся к предмету, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формированию образного представления об изучаемых событиях. Презентация дает возможность разбирать сложный материал «пошагово». Даже тяжелый для восприятия материал урока можно разнообразить и заинтересовать учащихся.
Пример. Фрагмент урока истории в 7 классе по теме «основание русских городов.»
Цель: Формирование исторических понятий на примере понятия « Кремль»
Пояснение к презентации.
1 слайд. Создание целостной картины, в которой отработаны и включены все существенные признаки явления (текст на слайде).
2 слайд. Вычленение существенных признаков явления (просмотр на слайде иллюстраций кремлей разных русских городов). В ответе звучат существенные признаки, такие как возвышенное место, толстые крепостные стены с бойницами, сторожевые башни; к несущественным - расположение на реке или озере, материал, из которого возводилось это крепостное сооружение ( дерево, камень) и цвет( красный или белый).
3 слайд. Иллюстрация типичного Кремля. Совместная работа - дать определение крепости.
4 Слайд - с определением понятия. Уточняем, дополняем…. Сообщение ТЕРМИНА, закрепляющего данное понятие: ТАКАЯ крепость называется КРЕМЛЬ.
5 слайд. Упражнения в использовании нового понятия, в употреблении нового термина на данном и последующих уроках. Включение понятия, термина и его обозначающих в ответы учащихся.
Задание.
Прочитать второй и третий абзац на странице 147.
Рассмотреть иллюстрации на страницах 146,147,152.
Составить рассказ-описание одной из иллюстрации Кремля с использованием слов: ров, вал, деревянные, белокаменные, краснокаменные стены, бойницы, сторожевые башни, река.
6 слайд. Выработка умения оперировать новыми понятиями, применять его для познания нового исторического материала. Задание. Докажите, что перед вами Кремль..