Управление образования

Рабочий форум управления образования Курагинского района
 
ФорумФорум  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поделиться | 
 

 Протокол №2, Декабрь 2015 год

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Елена Мефодьевна Белякова



Сообщения : 18
Дата регистрации : 2012-06-18

СообщениеТема: Протокол №2, Декабрь 2015 год   Вс Фев 14, 2016 10:04 am

Протокол № 2
17.12.2015
Присутствовало – 17 человек.
Тема: «Особенности речевого развития  детей с РДА»
Повестка дня:
Выступление учителей –логопедов:
Титкова И.И. , Гора  Ю.В., Беляковой Е.М. Федотовой М.А, Петровой Н. С и Порядиной З. М.

1. Выступление учителя- логопеда Титковой И.И.
    Она дала понятие РДА,  рассказала о причинах возникновения, особенности проявления.
     Ранний детский аутизм – это своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами.
    Этиология заболевания неизвестна. Некоторые медицинские исследования показали, что причиной развития аутизма является генетика. Во многих случаях причины аутизма не установлены. Мальчики подвержены заболеванию чаще, чем девочки.
            Примерно 20% детей, страдающих аутизмом, нормально развиваются в первые годы жизни. Позже они теряют способности которые имели, например, способность говорить (аутистическая регрессия).
Общие признаки аутизма:
• ребенок избегает зрительного или телесного контакта;
• не реагирует на голос и другие звуки;
• не откликается на обращенное имя;
• плохо разговаривает или совсем не разговаривает;
• не понимает жесты или язык тела;
• избегает телесного контакта;
• очень озабочен порядком и расстраивается, если что-то изменяется;
• травмирует себя или не боится опасности.
          Также  Титкова И. И. выделила 4 группы раннего детского аутизма.
          Первая группа – полная отрешённость от всего происходящего вокруг. От ребенка невозможно добиться какой-либо реакции, он совершенно не идет на контакт.
          Вторая группа характеризуется как активное отвержение окружающей среды. Ребенок избирателен в контактах, в основном общается только с близкими ему людьми.
         К третьей группе можно отнести детей, которые характеризуются захваченностью аутистическими интересами. По отношению к этой группе детей наиболее типично стереотипное поведение: они могут играть в одну и ту же игру годами, рисовать на одни и те же темы месяцами (при этом не совсем радостные и добрые).
         В четвертую группу включены дети с чрезвычайной трудностью во взаимодействии с окружающим миром. Это наиболее легкий вариант проявления раннего детского аутизма. Дети этой группы очень ранимы и уязвимы, чувствительны к чужой оценке.
       Также в докладе были озвучены особенности речевого развития:
- мутизм; -Эхолалии; -наличие слов-штампов, фраз-штампов; -отсутствие обращенной речи, несостоятельность в диалоге; -автономность речи; -позднее появление в речи личных местоимений; -нарушение семантики, неологизмы; -нарушение грамматического строя; -нарушение звукопроизношения; -нарушение просодических компонентов речи.

2. Выступление учителей – логопедов  Гора Ю.В., Шнитко Л.И.
         Они рассказали, об основных этапах работы с детьми с РДА.
          Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, длительна и кропотлива. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним.
          Были выделены 4 этапа работы:
         1 этап. Первичный контакт. Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступать уже на 2-3 занятии, после установления формального контакта с ребенком
        2 этап. Первичные учебные навыки. На первых этапах ребенку необходимо присутствие на занятиях мамы. За столом он может сидеть на коленях у мамы, что дает ощущение безопасности.     На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения.
       3 этап. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет».  На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Как только жест стал получаться  вводим жест «нет». Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы.
       4 этап.  Обучение чтению.
В нем выделяются три направления:
– аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение.

3. Выступала председатель РМО  Белякова Е.М.  
      Она предложила для просмотра  в виде слайдов  «Методику обучения чтению в работе с аутичными детьми».
      На слайдах были представлены различные методики обучению детей чтению, технологии «глобального чтения» и принципы, навыки звукобуквенного анализа начала слова, конца слова.
       В конце выступления был сделан вывод… Нужно использовать элементы «глобального чтения» в начале обучения аутичного ребенка как вынужденную меру для того, чтобы создать у него целостное представление о словах и фразах, научить читать осмысленно, создать мотивацию к чтению.

4. Выступала учитель – логопед Федотова М. А.  
    В   докладе рассматривались вопросы:
1.  Логопедическое обследование речи детей с РДА
2. Обучение импрессивной и экспрессивной речи
        По первому вопросу  доклада  Федотова  М.А. ознакомила присутствующих с  развитием речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии, а после  представила пути обследования.
        Они включили в себя несколько этапов.
Обследование понимания речи (импрессивная речь).
1. В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации: понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова.
2. Затем проверяют, выполняет ли ребенок словесные инструкции:
а) в контексте происходящего;
б) вне контекста происходящего. В первом случае (а) ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят.
Обследование собственной речи (экспрессивная речь).  
       При наблюдении смотрят, как ребенок выражает свои требования или отказ от чего-либо. По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий.      
       Для того чтобы обследование было полезным для построения программ по развитию речи, оно должно быть максимально точным и объективным.
       Также представила примерный протокол первичного обследование речи детей с РДА, который можно использовать в работе.
       По второму вопросу  своего выступления Федотова М.А. рассказала , какие игры и упражнения  можно использовать при обучении импрессивной и экспрессивной речи детей с РДА.
     Обучение начинают с наиболее простых для него навыков - степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно.
       Необходимыми предпосылками начала обучения являются
-частичная сформированность "учебного поведения" ,
-выполнение простых инструкций (в том числе, "Дай" и "Покажи").

       Порядок обучения:
-обучения  пониманию названий предметов.
-учить отличать этот предмет от других, не похожих на него.
-когда ребенок научился выполнять инструкцию "Дай" с одним предметом  вводят название нового предмета (например, кубик). Второй предмет должен резко отличаться от первого и по внешнему виду.

       Следующий этап обучения - формирование навыков, касающихся понимания названий действий. Следует отметить, что обучение этим навыкам может происходить одновременно с обучением пониманию названий предметов
      Начальный этап обучения экспрессивной речи.
      После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы, начинают обучение экспрессивной речи. Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.
      Важно отметить, что при обучении речевым навыкам (как и любым другим) ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того, что ребенок, освоив тот или иной навык, не продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован, перенесен в повседневную речь, надо двигаться, думая, чему и как нужно учить ребенка, какие навыки нужны ему для будущего.

5. Далее  выступили учитель-логопед Петрова Н. С. и учитель-логопед Порядина З. М.
       Они представили вниманию Формирование грамматического строя у детей с аутизмом. Представлены основные направления работы. А так же показали наглядное пособие на каждый уровень работы по формированию грамматического строя речи.


     Коллектив учителей логопедов готовивших доклады в полном объеме ознакомили всех присутствующих по данной теме, которая была заявлена.

Решение.
   1.  создать методическое пособие по данной теме для начинающих учителей – логопедов.

                                                                    Председатель РМО ___________Белякова Е.М.
Секретарь РМО _______________Федотова М.А.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
 
Протокол №2, Декабрь 2015 год
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Черный список магазинов
» Сабантуй
» Современные показы моды в Москве и не только
» Правоустанавливающие документы...Узакониваем постройку....
» Золушки, Вам сюда!!! Обладательницы размера ног 33,34,35 объединяемся!!!

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Управление образования :: Районные методические объединения :: РМО учителей-логопедов-
Перейти: