Анализ
деятельности районного методического объединения учителей русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год.
Цели анализа:
• выявить степень реализации поставленных перед членами РМО задач; наметить план работы РМО на новый учебный год.
Предмет анализа: результаты учебной и методической работы членов РМО.
РМО учителей русского языка и литературы в этом учебном году работало над методической темой «Инновационные педагогические технологии как условие развития УУД при обучении русскому языку и литературе». Данная тема не противоречит теме работы образовательных учреждений и способствует созданию условий для повышения качества обучения по предметам русский язык и литература.
Была поставлена следующая цель:
Расширение профессиональных знаний и совершенствование практических умений педагогов в области внедрения инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС ООО
Направления работы РМО:
• Повышение квалификации педагогов
• Изучение и внедрение новых педагогических технологий
• Участие в научно-исследовательской работе детей и педагогов
• Индивидуальная работа с одаренными детьми
• Педагогическое сопровождение слабоуспевающих детей
• Распространение личного педагогического опыта
• Мониторинг качества знаний учащихся
Задачи работы РМО:
1. Изучение условий реализации ФГОС в основной школе по предметам «Русский язык. Литература»;
2. Тиражирование инновационного опыта педагогов в обновлении содержания предметной области «Филология» в контексте ФГОС ООО;
3. Усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях, конкурсах, конференциях;
4. Научно-методическая подготовка учителей по подготовке учащихся к государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;
5. Проведение мониторинговых исследований в целях изучения успешности формирования у школьников универсальных учебных действий и повышения уровня профессиональных компетентностей педагогов;
6. Совершенствование работы с одарёнными детьми путём привлечения их к активной проектной и исследовательской деятельности
Условия для решения поставленных задач:
• Рабочие программы по предметам, где предусмотрена практическая составляющая программ
• План деятельности районного МО
• Деятельность работы РМО строится на диагностической основе
Анализ работы РМО учителей русского языка и литературы проводился по следующим направлениям:
• мониторинг профессиональной деятельности педагогов;
• качество и степень обученности по результатам итоговой аттестации;
• степень познавательной активности учащихся;
• степень творческой активности педагогов
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа большинства членов РМО. Намеченные мероприятия выполнены.
Все элективные учебные предметы и курсы по выбору проводились в соответствии с программами, рекомендованными МОН РФ.
В соответствии с поставленной целью и задачами деятельность РМО осуществлялась по следующим направлениям:
• Заседания МО как метод коллективной методической деятельности;
• Повышение квалификации, педагогического мастерства;
• Работа с молодыми специалистами как метод консультативно-информационной деятельности;
• Взаимодействие с другими МО как способ групповой методической деятельности;
• Индивидуальная педагогическая и методическая деятельность;
• Диагностико - аналитическая деятельность
В 2015-2016 учебном году было проведено 4 плановых заседания, которые были направлены на развитие профессиональных качеств педагогов, повышение педагогической компетентности, организацию мониторинга качества обученности детей по предметам.
Заседание № 1 (26 августа):
1. Обсуждение публичного отчета руководителя управления образования Администрации Курагинского района Ф.А. Ястреба и проекта резолюции августовского педагогического совета. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся за 2014-2015 учебный год. Изменения в порядке проведения государственной итоговой аттестации в 2016г.
2. Порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)
4. Утверждение плана деятельности РМО на 2015-2016 уч.год.
Заседание № 2 (3 ноября )
1. Ознакомление с нормативно-правовой базой ОГЭ, ЕГЭ, изменениями в КИМ.
2. Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговому сочинению (из опыта работы).
3. Критерии оценивания урока по ФГОС ООО. Самоанализ урока.
4. ФГОС ООО в действии: делимся первыми впечатлениями.
5. Интерпретация и использование результатов по группам учащихся с разным уровнем читательской грамотности.
Заседание № 3 (31 марта)
1. Проектно-исследовательская деятельность на уроке в условиях введения ФГОС ООО
2. Особенности подготовки к ЕГЭ И ОГЭ по литературе.
3. Трудности работы по ФГОС ООО (из опыта работы)
4. Оценивание выполнения письменных заданий ОГЭ и ЕГЭ.
Заседание № 4 (3 июня)
1. Система оценки и контроля учебной деятельности в условиях ФГОС ООО
2. Практическая работа «Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений»
3. Подготовка годового анализа работы членов РМО. Составление плана на новый учебный год.
Заседания МО были продуктивны, имели теоретическую и практическую направленность, были посвящены проблемам реальной практики преподавания по предметам. Вопросы, возникающие в процессе образовательной деятельности, разрешались на заседаниях МО или в индивидуальных собеседованиях с педагогами.
Формы работы РМО:
1. Обсуждение вопросов методики обучения русскому языку и литературе:
• Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговому сочинению (Плисова Ю.А. Курагинская СОШ № 1, Вшивкова С.В. МБОУ Курагинская СОШ № 1,
Гущина Л.Ф. МБОУ Березовская СОШ № 10, Харченко Л.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1, Крендясова Т.А. МБОУ Кордовская СОШ № 14, Мосман Н.В. МБОУ Ирбинская СОШ № 6, Новосельцева В.Н. МБОУ Кочергинская СОШ № 1)
• ФГОС ООО в действии: делимся первыми впечатлениями (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1, Гущина Л.Ф. МБОУ Березовская СОШ № 10, Харченко Л.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1,)
• Интерпретация и использование результатов по группам учащихся с разным уровнем читательской грамотности. ( Плисова Ю.А. Курагинская СОШ № 1)
• Критерии оценивания урока по ФГОС ООО. Самоанализ урока. (Плисова Ю.А. Курагинская СОШ № 1)
• Проектно-исследовательская деятельность на уроке в условиях введения ФГОС ООО (Плисова Ю.А., Харченко Л.А. Курагинская СОШ № 1)
• Особенности подготовки к ЕГЭ И ОГЭ по литературе (Русяева Н.В. МБОУ Ирбинская СОШ № 6, Гущина Л.Ф. МБОУ Березовская СОШ № 10, Леонтьева Я.А. МБОУ Рощинская СОШ № 17, Мосман Н.В. МБОУ Ирбинская СОШ № 6,
Никонова Н.В. МБОУ Шалаболинская СОШ № 18, Крендясова Т.А. МБОУ Кордовская СОШ № 14, Плисова Ю.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1)
• Трудности работы по ФГОС ООО (круглый стол)
• Оценивание выполнения письменных заданий ОГЭ и ЕГЭ (практический семинар)
• Система оценки и контроля учебной деятельности в условиях ФГОС ООО (Плисова Ю.А., Курагинская СОШ № 1, Ошарова О.А. Кордовская СОШ № 14, Леонтьева Я.А. Рощинская СОШ № 17, Вшивкова С.В. Курагинская СОШ № 1, Ишина В.Н. Артемовская СОШ № 2, Росолова Л.М. Брагинская СОШ № 11, Кочергина Л.А. Кочергинская СОШ № 19, Гущина Л.Ф. Березовская СОШ № 10)
• Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений (Плисова Ю.А.Курагинская СОШ № 1)
2. Открытые уроки, мастер-классы, семинары:
• Мастер-класс «Система оценки результатов в соответствии с требованиями ФГОС и инструментарий оценивания» (Плисова Ю.А., Курагинская СОШ № 1) ( краевой уровень);
• Семинар «Игра как форма промежуточной аттестации» (Плисова Ю.А., Харченко Л.А., Вшивкова С.В. Курагинская СОШ № 1) ( районный уровень);
• Урок литературы «Бранное, трудное время» (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») ( Плисова Ю.А. Курагинская СОШ № 1) (районный уровень);
• Урок русского языка «Экскурсия в город Этикетск» ( Харченко Л.А. Курагинская СОШ № 1) (районный уровень);
• Урок русского языка «Комплексный анализ текста в формате ОГЭ» ( Вшивкова С.В. Курагинская СОШ № 1) (районный уровень);
3. Итоговая аттестация учащихся 9,11 классов (результаты итоговой аттестации будут приложены позже)
• Работа краевой предметной комиссии по проверке работ ОГЭ по русскому языку (Плисова Ю.А.Курагинская СОШ № 1)
В соответствии с планом работы в этом учебном году педагоги РМО отслеживали уровень прохождения программ, степень усвоения программного материала, организовывали совместную деятельность с учениками по преодолению пробелов в знаниях и умениях. Всеми педагогами методического объединения были запланированы консультационные часы для индивидуальной работы с учащимися.
Одним из важных направлений работы РМО в этом учебном году стал мониторинг профессиональной деятельности педагога. Процедура мониторинга включает в себя курсовую подготовку членов МО. В этом учебном году педагоги РМО прошли курсовую переподготовку по следующим темам:
• Подготовка экспертов ОГЭ предметных комиссий по русскому языку (Плисова Ю.А.КСОШ № 1);
• Подготовка учащихся общеобразовательных школ к выпускному экзамену по русскому языку (ЕГЭ, ОГЭ) (Вшивкова С.В., Сальникова Н.А.КСОШ № 1);
• Русский язык. Общая грамотность учащихся общеобразовательных школ (Вшивкова С.В., Сальникова Н.А.КСОШ № 1);
• Разработка уроков русского языка и литературы по технологии АМО (Харченко Л.А.КСОШ № 1);
• Организация образовательной деятельности в контексте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (Степанова Н.А.Кошурниковская ООШ № 22);
• Формирование УУД на уроках русского языка в рамках коммуникативно-деятельностного подхода (Сидорова И.В. Кошурниковская ООШ № 22);
• Организация образовательной деятельности в условиях СФГОС школьного образованиия (Сидорова И.В. Кошурниковская ООШ № 22);
• Современный урок русского языка в контексте ФГОС ООО (Росолова Л.М.Брагинская СОШ № 11);
• Теория и технология Способа диалектического обучения (Леонтьева Я.А. Рощинская СОШ № 17);
• Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (Леонтьева Я.А. Рощинская СОШ № 17);
• Организация обучения детей с нарушениями здоровья в условиях требований ФГОС (Мосман Н.В., Руясева Н.В., Лукъянчева Т.В.Ирбинская СОШ № 6)
Особое место в деятельности РМО было уделено применению новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми, целью которой является повышение интереса учащихся к предмету, повышение статуса одаренных детей в районе, диагностирование учебных возможностей детей. Данная работа приносит положительные результаты: увеличилось число учащихся – лауреатов, победителей и призеров олимпиад, районных, краевых, федеральных, международных конкурсов:
Муниципальный и региональный этапы конкурса юных чтецов «Живая классика» (МБОУ Курагинская СОШ № 1; МБОУ Кочергинская СОШ № 19; МБОУ Артемовская СОШ № 2);
Муниципальный конкурс юных поэтов и писателей (МБОУ Кордовская СОШ № 14; МБОУ Курагинская СОШ № 3; МБОУ Брагинская СОШ № 11; МБОУ Кочергинская СОШ № 19; МБОУ Краснокаменская СОШ №4);
Дистанционная олимпиада по русскому языку международного проекта videouroki.net (1 диплом 2 степени, 2 диплома 3 степени) (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Районный конкурс медиа-проектов «Мой район - мое дело». Участие в краевом этапе конкурса. Победа в Интернет - голосовании (Плисова Ю.А.) (МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Муниципальный тур НПК:
• 1, 2, 3 место (Харченко Л.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• победа в номинации «За научный характер изложения материала» (Росолова Л.М.МБОУ Брагинская СОШ № 11);
Очный тур краевого форума «Молодежь и наука» (участие) (Харченко Л.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Международный дистанционный блиц-турнир по русскому языку проекта «Новый урок»: 2 диплома 2 степени, 2 диплома 3 степени (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Ежегодная Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку «Мудрый филин»:
• 1 диплом 3 степени (Кильдеватова Н.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 2 диплома 3 степени (Вшивкова С.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Всероссийский поэтический конкурс «Процветай, любимый край»: 1 диплом 2 степени, 1 диплом 3 степени (Вшивкова С.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Всероссийский конкурс авторских работ ко Дню Победы: 2 диплома 1 степени (Вшивкова С.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Международная олимпиада проекта «Инфоурок»: 1 диплом 1 степени, 1 диплом 3 степени (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Международная олимпиада по русскому языку «Я-Энциклопедия»: 2 диплома 2 степени (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Всероссийская олимпиада по русскому языку "Шаг за шагом" для школьников 6-8 классов: 1 диплом 1 степени (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
II международная олимпиада «Мега-Талант» по русскому языку: 1 диплом 3 степени (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку:
9 класс
• 1 место (Кильдеватова Н.В. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 2 место (Русяева Н.В. МБОУ Ирбинская СОШ № 6);
• 3 место (Вшивкова С.В. МБОУ Курагинская СОШ № 1)
10 класс
• 1 место (Мерзлякова Н.М. МБОУ Можарская № 15);
• 2 место (Крендясова Т.А. МБОУ Кордовская СОШ № 14);
• 3 место (Росолова Л.М. МБОУ Брагинская СОШ № 11)
11 класс
• 1 место (Вшивкова С.В. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 2 место (Догаева Н.В. МКОУ Черемшанская СОШ № 20);
• 3 место (Мосман Н.В. МБОУ Ирбинская СОШ № 6)
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе:
9 класс
• 1 место (Вшивкова С.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 2 место (Усанова Т.М. МБОУ Курагинская СОШ № 3);
• 3 место (Усанова Т.М. МБОУ Курагинская СОШ № 3)
10 класс
• 1 место (Плисова Ю.А.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 2 место (Кильдеватова Н.В. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 3 место (Брух С.А. МБОУ Курагинская СОШ № 3)
11 класс
• 1 место (Мосман Н.А. МБОУ Ирбинская СОШ № 6);
• 2 место (Фролова В.Д. МБОУ Кошурниковская СОШ № 8 );
• 3 место (Мосман Н.В.МБОУ Курагинская СОШ № 6)
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников:
• по литературе участие (Вшивкова С.В. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Всероссийские дистанционные образовательные конкурсы для учеников 1-11 кл. «Олимпис -2015»: 1 диплом 2 степени (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Муниципальный конкурс лучших печатных материалов:
1 место в номинации «Лучшая зарисовка» (Росолова Л.М.МБОУ Брагинская СОШ № 11);
Всероссийский дистанционный конкурс сочинений «Город моей мечты»: 1 диплом 1 степени, 1 диплом 3 степени (Кильдеватова Н.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Муниципальный конкурс сочинений «Что я знаю о войне»: 1 место (Росолова Л.М.МБОУ Брагинская СОШ № 11);
XII Международная Олимпиада по основам наук:
• 1 диплом 1 степени, 1 диплом 2 степени (Сальникова Н.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 2 диплома 2 степени, 2 диплома 3 степени (Кильдеватова Н.В., МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• Дипломант (Харченко Л.А. МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• 1 диплом 3 степени (Вшивкова С.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Всероссийский конкурс по литературе «Пегас»: дипломы 2 и 3 степени (Росолова Л.М.МБОУ Брагинская СОШ № 11);
Международная олимпиада «Фоксфорд»: 2 диплома 1 степени, 2 диплома 2 степени, 8 дипломов 3 степени (Вшивкова С.В.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
Всероссийский конкурс творческих работ «Сказочная кинопанорама России», посвященный Году российского кино, номинация «Мой любимый фильм»: 1 место (Леонтьева Я.А.МБОУ Рощинская СОШ № 17);
Всероссийская дистанционная викторина по роману Достоевского «Преступление и наказание»: 1 место (Леонтьева Я.А.МБОУ Рощинская СОШ № 17);
Педагоги РМО участвуют в конкурсах педагогического мастерства, тиражируют опыт своей работы в методических сборниках, печатных изданиях:
• Публикации на сайте «Инфоурок», «Мультиурок» (свидетельства), (сертификат о создании сайта) (Плисова Ю.А.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• Публикации на сайте «Педсовет», «Копилка уроков» (Харченко Л.А.МБОУ Курагинская СОШ № 1);
• Акция «Педагог - педагогу», КСОШ № 8, открытый урок «Основные группы односоставных предложений» (Степанова Н.А. Кошурниковская ООШ № 22);
• Публикации в сборнике «Труд и творчество педагогов Курагинского района» (Плисова Ю.А.МБОУ Курагинская СОШ № 1; Степанова Н.А. Кошурниковская ООШ № 22);
• Районный конкурс «Учитель года-2016» (победа) (Истомина Н.А.МБОУ Рощинская СОШ № 17);
• Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Наречие как часть речи» по системе СДО (сертификат) (Леонтьева Я.А.МБОУ Рощинская СОШ № 17);
• II Всероссийский творческий конкурс «Инновационные методики и технологии в обучении -2016» - 3 место (Леонтьева Я.А.МБОУ Рощинская СОШ № 17);
• Публикации методических материалов и рабочих программ на сайте www.prodlenka.org и www.proshkolu.ru (Лукъянчева Т.В., Мосман Н.В.МБОУ Ирбинская СОШ № 6)
При определении уровня профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы видно, что многие члены РМО - это учителя, свободно владеющие содержанием программ, методикой преподавания и осваивающие инновационные педагогические технологии, использующие их в своей работе.
Анализируя в целом работу РМО в истекшем году, можно сделать вывод, что условно педагогов РМО можно разделить на 3 группы. 1 группа — педагоги, работающие творчески, имеющие достаточно высокую профессиональную подготовку, знающие проблемы современной школы, принимающие активное участие в работе РМО. 2 группа — педагоги, систематически посещающие заседания РМО и принимающие участие в работе по выявлению проблемных мест в собственной деятельности, обращающиеся за помощью к коллегам. К 3 группе можно отнести педагогов, которые систематически не посещают заседания РМО, среди них педагоги следующих школ:
Детловская, Щетинкинская, Журавлевская, Имисская. Следует отметить, что количество учителей, присутствующих на заседаниях РМО в этом учебном году составляло около 60 % от количества ОУ района. Также следует отметить, что не все руководители школьных МО подают материалы для отчета, что мешает эффективной и плодотворной работе методического объединения.
Общие выводы:
Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:
1. Увеличение числа учащихся – участников олимпиад, научно-практических конференций.
1. Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся, итоговой аттестации учащихся.
2. Результаты инновационной деятельности педагогов.
3. Системный подход к анализу и планированию своей деятельности
Наиболее характерные затруднения, выявленные в процессе анализа:
• Не все члены методического объединения активны в решении вопросов, связанных с деятельностью РМО;
• По-прежнему низок процент участия членов РМО в конкурсах профессионального мастерства
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.
Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога. Работа МО на последнем заседании единогласно признана удовлетворительной.
Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы в новом учебном году продолжит работу по теме: «Инновационные педагогические технологии как условие развития УУД при обучении русскому языку и литературе».
Руководитель РМО Плисова Ю.А.