Протокол № 2
17.01.2017
Присутствовало – 9 человек.
Тема: «Современная система работы учителя-логопеда ОО в условиях реализации ФГОС НОО, обучающихся с ОВЗ (ТНР)».
Методика проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий.
Открытое занятие: «Дифференциация звуков [с]-[з] в словах, в предложениях» в 1 классе.
Цель:
• Актуализировать систему работы учителя-логопеда ОО в условиях реализации ФГОС НОО (дети с ТНР);
• провести сравнительную характеристику методики проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий;
• дать анализ представленного подгруппового занятия.
Содержание:
• просматривание занятия «Дифференциация звуков [с]-[з] в словах, в предложениях»
• проведение самоанализа и анализа просмотренного занятия.
• Разное
Повестка дня:
По первому вопросу руководитель РМО Белякова Е.М. представила организационный проект заседания районного методического объединения
учителей – логопедов
Тема: «Современная система работы учителя-логопеда ОО в условиях реализации ФГОС НОО, обучающихся с ОВЗ (ТНР)».
Методика проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий.
Открытое занятие: «Дифференциация звуков [с]-[з] в словах, в предложениях» в 1 классе (с последующим самоанализом и анализом занятия).
По второму вопросу учитель-логопед Гора Юлия Васильевна пригласила на занятие в 1класс.
После просмотра занятия Юлия Васильевна проанализировала своё занятие.
Самоанализ открытого логопедического занятия.
Тема: Дифференциация звуков С-З в словах и предложениях.
Логопедическое занятие проводилось с детьми 1 класса, имеющими заключение ОНР (третьего уровня). У данных детей отмечается недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, связной речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов.
При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель:
Дифференциация звуков [С]- [З] в словах и предложениях на материале темы «Прогулка в зимний лес».
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
1) Расширение и конкретизация знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время;
2) Закрепление артикуляции звуков;
3) Различение понятий звук и буква.
Коррекционно - развивающие:
1) развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки С и З;
2) Развитие анализа, синтеза, представления;
3) Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, звуко - символьное соотнесение;
4) Развитие внимания, логического мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
1) Воспитание любви к природе, животным.
2) формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.
Цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Планировались результаты:
Предметные: Уметь дифференцировать фонемы [С] — [З] в словах и предложениях.
Личностные: формировать умение применять знания на практике (в связной речи).
Познавательные:
Развивать познавательную активность.
Регулятивные:
Формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Учитывались межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
На занятии использовалось ИКТ, что помогало предотвратить утомление детей, повышая эффективность работы.
Занятие проходило в несколько этапов.
В начале занятия был создан положительных психологический настрой, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, друг друга, что создало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом.
I. Вводно–организационный этап содержал загадки, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание.
II. Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: появление лесных жителей, телеграмма о поисках ларца. Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность.
III. Во время основного этапа дети повторили правильную артикуляцию звуков, различение понятий звук и буква, выполнили задание на развитие мелкой моторики, а также упражнения на развитие фонематического восприятия, языкового анализа, развитие звукобуквенного анализа и синтеза, работали с деформированными предложениями, выполнили задания в тетрадях.
В ходе занятия реализовывалась взаимосвязь с учителем начальных классов, дети вспомнили звук Й, изучаемый в данный период (русский язык), читали слова и предложения (литературное чтение), говорили о жизни животных зимой (окружающий мир).
IV. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети отвечали на вопросы, составляли рассказ о животном.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: внимание, логическое мышление, память.
Все этапы занятия были выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому.
Речевой материал подбирался в соответствии с принципом от простого к сложному, а также в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей.
На занятии учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
Во время занятия формировались навыки сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.
Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия.
Несмотря на насыщенность занятия заданиями, оно продолжалось 25 минут.
В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.
Жарнова Е.А. учитель-логопед Кочергинской сош № 19, поблагодарила за интересное занятие и проанализировала:
При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции, прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость перехода от одного этапа к другому. Наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом соответствовали фактическому ходу занятия. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно, складывающейся учебной ситуации:
разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей.
При анализе занятия можно сделать вывод, что практически все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение применять знания в различных ситуациях.
В целом, проведенное занятие показало положительные тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом.
Прозвучали положительные отзывы коллег о проведённом занятии:
Титкова И.И. учитель-логопед Ирбинской сош№ 6:
Занятие очень понравилось. Все этапы занятия были проведены по принципу от простого к сложному. На протяжении всего занятия проводилась последовательная работа по формированию звукобуквенного и языкового анализа и синтеза.
Занятие было насыщено интересными и познавательными заданиями, но утомляемости у детей не наблюдалось. Положительный эмоциональный настрой у детей присутствовал всё занятие.
Архипова О.И. учитель-логопед Берёзовской сош №10:
Занятие очень понравилось. Прослеживалась смена различных видов деятельности.
При выполнении каждого задания решались 2-3 корекционно-развивающих задачи. В ходе занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова; осуществляется работа по расширению и активизации словарного запаса, по составлению деформированных предложений и их чтению.
Пузанова С.А. учитель-логопед Рощинской сош №17:
Занятие интересное и эффективное. Занятие соответствует ФГОС.
Дети сами поставили цель занятия (при профессиональной деятельности учителя).
Чётко прослеживается на занятии деятельность учителя и детей. Ребята с радостью работали на занятии. Задачи выполнены. Спасибо за занятие.
Низамутдинова С.Н. учитель-логопед Рощинской сош №17:
Занятие проведено интересно и методически верно. Использованы разнообразные методы, приёмы, соответствующие целям занятия.
Глухенко М.И. учитель-логопед Артёмовской сош №2:
Занятие проведено в соответствии с требованиями. Было очень интересно не только детям, но и присутствующим коллегам на занятии.
Подобраны посильные интересные задания, сопровождающиеся наглядностью.
Занятие соответствует поставленным целям и задачам. Дети увлечены, положительно настроены в течение всего занятия. Спасибо!
Белякова Е.М. учитель-логопед «ЦППМ И СП «ДОВЕРИЕ»:
Занятие интересное,
Юлия Васильевна выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; наблюдается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, показывает их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформировала цель каждого этапа;
— подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления материала;
— обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности; включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарища;
— учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития школьника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
— предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;
— много раз повторяет усвоенный речевой материал. На занятии прослеживается взаимосвязь с учителем: повторяют изученную на уроке букву; превращают фонему в графему и наоборот.
Видны достижения обучающихся 1 класса: формируется фонетически правильная, внятная и выразительная устная речь, отмечаются индивидуальные продвижения по следующим параметрам:
• умение правильно и чётко произносить поставленные или исправленные звуки речи в словах различной слоговой сложности в пределах требований программы;
• сформированность фонематического слуха (оценивается умение узнавать, различать и выделять из слова усвоенные в произношении звуки, чётко дифференцировать их от близких по артикуляции и звучанию);
• овладение звуко-слоговой структурой слова (отмечается: правильное воспроизведение числа слогов в слове в сочетании с произносительными ошибками сложных по артикуляции звуков; правильное воспроизведение числа слогов в слове с нормативным произнесением всех звуков);
• состояние просодической стороны речи — интонация, ритм, выразительность, общая внятность речи;
• реализация усвоенных речевых навыков на уроке в пределах изученного лексикона; в спонтанной речи в естественных коммуникативных ситуациях.
Учителем-логопедом выполняются все условия для формирования полноценной выразительной устной речи: эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у детей уверенности в достижении цели, создание ситуаций на занятии для активного использования сформированных навыков в различных доступных формах общения учителя, детей друг с другом
Руководитель РМО учителей-логопедов: Белякова Е.М.
По третьему вопросу Белякова Е.М. выступила по теме :
«Современная система работы учителя-логопеда ОО в условиях реализации ФГОС НОО, обучающихся с ОВЗ (ТНР)».
- проанализировала в сравнении «Требовании я к АООП для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи» по ФГОС – стандартам варианты 5.1 и 5.2.
Люкаева Н.Л. учитель-логопед КСОШ№1
Приготовила сообщение на тему:
«Логопедическое сопровождение в общеобразовательной школе в рамках ФГОС второго поколения»
Наталья Леонидовна обратила внимание педагогов на то, обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей с ТНР в условиях внедрения ФГОС второго поколения
отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников.
Логопедическая работа в начальной школе имеет как ближайший, так и отсроченный результат. Правильно построенная и своевременно проведенная, она позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов. Ведь очевидно, что речь, как письменная, так и устная, лежит в основе познания, общения, продуктивной деятельности.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
профилактика речевых нарушений; логопедическая диагностика; коррекция речевых дефектов; формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; развитие эмоционально — волевой сферы; формирование нравственных установок ребёнка.
Низамутдинова С.Н. учитель-логопед Рощинской сош № 17,
Архипова О.И.учитель-логопед Берёзовской сош № 10
приготовили сообщение на тему:
«Методика организации логопедических занятий на школьном логопункте»
Коррекционная работа с детьми , имеющими нарушения речи (как устной, так и письменной) направлены на преодоление у них речевых и психофизических недостатков путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Низамутдинова С.Н. учитель-логопед Рощинской сош № 17 подробно рассказала
О структуре и содержании фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков. Рассмотрела более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий.
Архипова О.И.учитель-логопед Берёзовской сош № 10 более детально рассказала об обучении элементам грамоты (в 1-м классе); о письменных упражнениях на закрепление изучаемого звука (во 2-3-их классах).
Пузанова С.А. учитель-логопед Рощинской сош № 17 рассказала о типологии уроков-занятий. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков-занятий:
по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса.
Далее она подробно рассказала о типах уроков-занятий, о структуре уроков-занятий основных типов. В заключении сообщения рассказала о деятельности учителя на уроке-занятии и деятельности учащихся.
Специалисты пришли к выводу, что можно взять за основу схему.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ.
Схема анализа и самоанализа
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
З. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
б. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?
Глухенко М.И.
учитель-логопед Артёмовской сош № 2 представила: «Методические рекомендации для учителей начальных классов и учителей-предметников по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы на различных этапах обучения.
Так же Мария Ивановна представила памятку, составленную для учителей начальных классов по специфическим логопедическим ошибкам.
Разное
В заключении,
творческая группа учителей-логопедов решили, что необходимо создание творческой группы для выполнения проектной деятельности по теме:
«Логопедическое сопровождение учащихся 1-4 классов в условиях ФГОС»
1 класс- Низамутдинова С.Н., Пузанова С.А.,
2 класс- Люкаева Н.Л., Архипова О.И.
3 класс- Титкова И.И., Гора Ю.В.
4 класс- Жарнова Е.А., СоммерЕ.Н.
Титкова И.И. сообщила о намеченной работе к предстоящему проведению
Практикум: «Творческая гостиная».
Наметили структуру проведения, решили общие вопросы.
Решение:
1. Изучить каждому специалисту ФГОС стандарты и требования.
2. Взять за основу общую схему для проведения как анализа урока при взаимопосещениях, так и самоанализ своих уроков.
3. Подготовить рабочие материалы к следующему методическому объединению по теме:
Практикум: «Творческая гостиная».
4. Приготовить сообщения по теме: «Логопедическое сопровождение учащихся 1-4 классов в условиях ФГОС» по классам. Выступление с рабочими материалами творческих групп учителей.
5. Поблагодарить за активное участие в подготовке и проведении РМО учителей-логопедов ОО: Гора Ю.В.., Жарнову Е.А.., Титкову И.И., Низамутдинову С.Н., Пузанову С.А., Люкаеву Н.Л., Архипову О.И., Глухенко М.И.
Руководитель РМО ___________Белякова Е.М.