Анализ
деятельности районного методического объединения
учителей русского языка и литературы
за 2016-2017 учебный год.
Цели анализа:• выявить степень реализации поставленных перед членами РМО задач; наметить план работы РМО на новый учебный год.
Предмет анализа: результаты учебной и методической работы членов РМО.
РМО учителей русского языка и литературы в этом учебном году работало над методической темой «Инновационные педагогические технологии как условие развития УУД при обучении русскому языку и литературе». Данная тема не противоречит теме работы образовательных учреждений и способствует созданию условий для повышения качества обучения по предметам русский язык и литература.
Была поставлена следующая цель:
Расширение профессиональных знаний и совершенствование практических умений педагогов в области внедрения инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС ООО
Направления работы РМО:• Повышение квалификации педагогов
• Изучение и внедрение новых педагогических технологий
• Участие в научно-исследовательской работе детей и педагогов
• Индивидуальная работа с одаренными детьми
• Педагогическое сопровождение слабоуспевающих детей
• Распространение личного педагогического опыта
• Мониторинг качества знаний учащихся
Задачи работы РМО:1. Изучение условий реализации ФГОС в основной школе по предметам «Русский язык. Литература»;
2. Тиражирование инновационного опыта педагогов в обновлении содержания предметной области «Филология» в контексте ФГОС ООО;
3. Усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях, конкурсах, конференциях;
4. Научно-методическая подготовка учителей по подготовке учащихся к государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;
5. Проведение мониторинговых исследований в целях изучения успешности формирования у школьников универсальных учебных действий и повышения уровня профессиональных компетентностей педагогов;
6. Совершенствование работы с одарёнными детьми путём привлечения их к активной проектной и исследовательской деятельности
7. Изучение Концепции преподавания русского языка и литературы, составление мероприятий по реализации данной концепции.
Условия для решения поставленных задач:
• Рабочие программы по предметам, где предусмотрена практическая составляющая программ
• План деятельности районного МО
• Деятельность работы РМО строится на диагностической основе
Анализ работы РМО учителей русского языка и литературы проводился по следующим направлениям:
• мониторинг профессиональной деятельности педагогов;
• качество и степень обученности по результатам итоговой аттестации;
• степень познавательной активности учащихся;
• степень творческой активности педагогов
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа большинства членов РМО. Намеченные мероприятия выполнены.
Все элективные учебные предметы и курсы по выбору проводились в соответствии с программами, рекомендованными МОН РФ.
В соответствии с поставленной целью и задачами деятельность РМО осуществлялась по следующим направлениям:
• Заседания МО как метод коллективной методической деятельности;
• Повышение квалификации, педагогического мастерства;
• Работа с молодыми специалистами как метод консультативно-информационной деятельности;
• Взаимодействие с другими МО как способ групповой методической деятельности;
• Индивидуальная педагогическая и методическая деятельность;
• Диагностико - аналитическая деятельность
В 2016-2017 учебном году было проведено 4 плановых заседания, которые были направлены на развитие профессиональных качеств педагогов, повышение педагогической компетентности, организацию мониторинга качества обученности детей по предметам.
Заседание № 1 (25 августа):1. Анализ результатов ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе. Отчет руководителя РМО и члена краевой комиссии по проверке экзаменационных работ.
2.Корректировка плана РМО на предстоящий учебный год.
3.Рефлексивные техники оценивания
4. Формирование УУД при подготовке учащихся к предметным олимпиадам (практическая работа)
Заседание № 2 (1 ноября )1.Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговой аттестации. ( Мосман Н.В.)
2. Приёмы и методы стратегии смыслового чтения ( из опыта работы) в рамках системы работы школы по междисциплинарной программе «Стратегии смыслового чтения» (Сальникова Н.А.)
3.Дополнительное образование по русскому языку (Мосман Н.В.)
4. Концепция преподавания русского языка и литературы (Истомина Н.А., педагоги МО)
Заседание № 3 (30 марта)1.ОГЭ и ЕГЭ 2017: расписание сдачи экзаменов, изменения в контрольно-измерительных материалах. (Истомина Н.А.)
2.Особенности проведения конкурса «Учитель года 2017» (из опыта участия в районном и краевом этапах конкурсах «Учитель года 2017») (Русяева Н.В)
3.Мастер-класс «Приёмы смыслового чтения на занятиях по дополнительному образованию» (Плисова Ю.А.)
4.Работа с текстом на уроках русского языка (Вшивкова С.В.)
5.Музейные технологии в преподавании русского языка и литературы (Росолова Л.М.)
Заседание № 4 (30 мая)1.Моделирование и анализ урока в системе СДО ( Истомина Н.А.)
2.Типы заданий в системе СДО ( Мастер – класс, работа в группах) (Леонтьева Я.А.)
3.Анализ работы за 2016-207 учебный год. Составление плана работы на 2017-2018 учебный год.
Заседания МО были продуктивны, имели теоретическую и практическую направленность, были посвящены проблемам реальной практики преподавания по предметам. Вопросы, возникающие в процессе образовательной деятельности, разрешались на заседаниях МО или в индивидуальных собеседованиях с педагогами.
Формы работы РМО:
Обсуждение вопросов методики обучения русскому языку и литературе: .Формирование УУД при подготовке выпускника к итоговой аттестации. ( Мосман Н.В.); Приёмы и методы стратегии смыслового чтения ( из опыта работы) в рамках системы работы школы по междисциплинарной программе «Стратегии смыслового чтения» (Сальникова Н.А.); Дополнительное образование по русскому языку (Мосман Н.В.);Работа с текстом на уроках русского языка (Вшивкова С.В.); Музейные технологии в преподавании русского языка и литературы (Росолова Л.М.);Моделирование и анализ урока в системе СДО ( Истомина Н.А.) «Особенности новой системы оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС» (Ошарова О.А.)
• Открытые уроки, мастер-классы, семинары:
• Особенности проведения конкурса «Учитель года 2017» (из опыта участия в районном и краевом этапах конкурсах «Учитель года 2017») (Русяева Н.В); Мастер-класс «Приёмы смыслового чтения на занятиях по дополнительному образованию» (Плисова Ю.А.); Типы заданий в системе СДО ( Мастер – класс, работа в группах) (Леонтьева Я.А.)
Итоговая аттестация учащихся 9,11 классов
Анализ результатов ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе. Отчет руководителя РМО и члена краевой комиссии по проверке экзаменационных работ. (Истомина Н.А., Плисова Ю.А.)
В соответствии с планом работы в этом учебном году педагоги РМО отслеживали уровень прохождения программ, степень усвоения программного материала, организовывали совместную деятельность с учениками по преодолению пробелов в знаниях и умениях. Всеми педагогами методического объединения были запланированы консультационные часы для индивидуальной работы с учащимися.
Одним из важных направлений работы РМО в этом учебном году стал мониторинг профессиональной деятельности педагога. Процедура мониторинга включает в себя курсовую подготовку членов МО. В этом учебном году педагоги РМО прошли курсовую переподготовку по следующим темам:
• X Всероссийский августовский интернет- педсовет «Стандарт VS нестандарт» (св-во № 114269) (Харченко Л.А.)
• Вебинар «Электронная форма учебника в школе»; Вебинар «Возможности конструирования рабочей программы по литературе на базе ПООП» (из-во «Просвещение»); Вебинар «Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми» (Вшивкова С.В.)
• Вебинар «Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми»; Вебинар «Матрица рассуждения –основа сочинения по литературе. О подготовке к итоговому сочинению в 11 классе»; «Инновационные технологии обучения русскому языку в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» (72ч., удостоверение 542404978912) АНО «Академия дополнительного профессионального образования» г.Курган; Вебинар «Проблемное обучение на уроках литературы» (Кильдеватова Н.В.)
• «Подготовка учащихся к итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) по русскому языку», 72 часа. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», № 005718; «Углублённая и олимпиадная подготовка учащихся по русскому языку», 72 часа. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», № 012618; «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», 72 часа. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», № 009317; «Вовлечение учащихся в обучение», 72 часа. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», № 013874;«Здоровьесберегающие технологии в общем образовании в условиях внедрения ФГОС», 72 часа. ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», № 013874. (Сальникова Н.А.)
• «Совершенствование педагогического мастерства и профессионального развития»( Русяева Н.В.)
• Удостоверение о повышении квалификации «Разработка урока русского языка и литературы по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС» в объеме 108 часов, выдано АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» г. Петрозаводск 16.01.2017г. Рег. номер 17-4-491; Удостоверение о повышении квалификации по программе «Моделирование и анализ урока в системе Способа диалектического обучения» в объеме 40 часов, выдано Красноярским институтом повышения квалификации 2017г., регистрационный номер 16731. (Леонтьева Я.А.)
• Удостоверение о повышении квалификации по программе «Моделирование и анализ урока в системе Способа диалектического обучения» в объеме 40 часов, выдано Красноярским институтом повышения квалификации 2017г., (Истомина Н.А.)
Особое место в деятельности РМО было уделено применению новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми, целью которой является повышение интереса учащихся к предмету, повышение статуса одаренных детей в районе, диагностирование учебных возможностей детей. Данная работа приносит положительные результаты: увеличилось число учащихся – лауреатов, победителей и призеров олимпиад, районных, краевых, федеральных, международных конкурсов:
Леонтьева Я.А. Рощинская СОШ № 17Победа в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика»; Победа в номинации «Исследование социально-значимой проблемы» в социально-гуманитарном направлении на РНПК; Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений – 2016.
Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика».
Истомина Н.А. Рощинская сош № 17Участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика»;
Победа в ШНПК в секции «литература» по теме: Постапокалипсис на примере произведения Кормака Маккарти «Дорога».
Победа в конкурсе муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений – 2016; Участник муниципальной команды педагогов в конкурсе «Учитель года Курагинского района 2017»
(Плисова Ю.А. Курагинская СОШ № 1) «Пресс-школа» - 2016. Победа в номинации «Интервью»;Муниципальный этап Всероссийской олимпиады (литература, 2 место 11 класс;
Конкурс медиа-проектов «Мой край – мое дело».
Номинация «Издательский проект» (Победа в номинации);
«Пресс-школа» - 2017. Призер в номинации «Журналистское расследование»;
Многопрофильная олимпиада «Звезда», «Будущее Сибири» (выход в очный тур);
Краевой этап конкурса медиа-проектов «Мой край – мое дело». Номинация «Издательский проект» (участие);
Межнациональный конкурс «Наш русский язык». Номинация «Стихотворение» (3 место)
Харченко Л.А.( Курагинская СОШ № 1)Районная НПК (литература, 2 место, Гербель Е.). Тема «Как картины войны отражаются в произведении Б.Васильева «В списках не значился» и в фильме «Я-русский солдат»;
Районная НПК (русский язык, 1 место, Дереш К.). Тема «Как в слове «конфета» отражается его лингвистический смысл»;
Районная НПК (русский язык, 2 место, Шибанова О.) Тема «Какова роль прилагательных и глаголов в произведении Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»;
Районная НПК (русский язык, номинация, Вилисова В.) Тема «Как во фразеологизмах отражаются образы домашних животных»;Конкурс чтецов «Живая классика» (Солницына Е., участие);
Районный конкурс художественного чтения «Живое слово» (Солоницына Е., 1 место);
Многопрофильная олимпиада «Звезда», «Будущее Сибири» (выход в очный тур)
Вшивкова С.В. (Курагинская СОШ №1) Районный конкурс художественного чтения «Живое слово» (Верещагина В. 3место) (Ветренко С., Хасьянова К. – Благодарственное письмо);
Районная НПК (русский язык, номинация, Хасьянова К.)
Международная олимпиада по русскому языку «Словообразование» (диплом 1 степени)
Всероссийская олимпиада «Работа с одаренными детьми в соответствии с ФГОС» (3 место)
Всероссийская олимпиада «Подари знание» («Разработка рабочих программ по ФГОС» - 2 место;
«Исследовательская компетентность педагога по ФГОС» – 2 место)
Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» (1 место)
Международная олимпиада «Фоксфорд» (IV сезон) (Кашицын А.- диплом 3 степени; Хасьянова К. -диплом 3 степени; Набирухина К. -грамота за участие)
Всероссийская олимпиада «Современные педагогические технологии для реализации требований ФГОС» (3 место)
Всероссийская олимпиада «Правовая компетентность педагога»(2 место)
Кильдеватова Н.В. (Курагинская СОШ № 1) Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе (1 место 10 класс)
Конкурс чтецов «Живая классика» (Иванова К.участие)
Многопрофильная олимпиада «Звезда», «Будущее Сибири» (выход в очный тур)
Сальникова Н.А. (Курагинская СОШ № 1) Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе (1 место 9 класс)
Районная НПК (русский язык, Снегирева А.10А кл.) - номинация.
Многопрофильная олимпиада «Звезда», «Будущее Сибири» (выход в очный тур)
Международная дистанционная олимпиада Videouroki.net, русский язык: 9А кл.: Чебыкина Н., – диплом III степени, Тропина И.,– сертификат участника; 6В кл: Варзегова К., Дёмин А., Леконцева А., Назаренко А., Павлов В. – сертификат участника; 10А кл.: Сычёва К., Шапченова М. – диплом III степени.
Литературный марафон «Русская литература в киноискусстве»: Снегирёва А. (10А кл.) – сертификат участника
II международный конкурс «Мириады открытий»: русский язык — 6В: Варзегова К., Дёмин А., Леконцева А., Родькина А. - сертификат; 9А: Горошков Д., Тропина И., Чебыкина Н. - сертификат; 10А: Лях Д., Снегирёва А., Товарнов В., Шапченова М., Фурсевич Я. - сертификат. Литература: Варзегова К.(сертификат), Леконцева А — диплом III степени, Чебыкина Н. - сертификат, Фурсевич Я. - сертификат.
Ципушников А.В. (Курагинская СОШ № 1) Районная НПК, «Антитеза в повести Короленко «Слепой музыкант»», номинация за первые шаги в науку,
«Имя прилагательное в названии произведений», номинация за первые шаги в науку
Крендясова Т.А. (МБОУ Кордовская СОШ №14) Конкурс «Пресс-школа 2017»
Конкурс “Живое слово»
Педагогическая олимпиада «Предметная компетентность педагога: учитель (преподаватель) русского языка» 1 место
Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации«Требования ФГОС к среднему (полному) общему образованию». 2 место
Педагогический конкурс. Номинация «Открытый урок по ФГОС».2 место
Олимпиада: Классное руководство. «Подари знание» 2 место
Конкурсная работа: Урок русского языка в 8 классе. Открытый урок по ФГОС 2 место
Всероссийский конкурс «ИКТ-компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС». 1 место
Всероссийский конкурс «Оценка профессиональных компетенций в освоении ФГОС ООО» 2 место
Конкурс «ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений» 2 место
Всероссийская олимпиада учителей
2016-2017 учебного года по теме: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы». Победитель.
Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации: Нестандартные уроки в современных условиях. 2 место
Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации: «Построение современного урока» . 1 место
Вострецова А.А. (Марининская СОШ № 16) РНПК Секция: Отечественная лингвистика (русский язык) 2 место
Ерцкина Н.Г. (Марининская СОШ № 16) .РНПК Секция: Отечественная лингвистика (русский язык) 1 место
Конкурс чтецов «Живое слово» - диплом за II место
«Пресс-школа»-интервью – сертификат на публикацию материала -аналитическая статья – сертификат на публикацию материала.
.Краевой конкурс творческих работ «Мы в мире профессий»Сочинение «Все профессии хороши, но а лучшая…»Диплом за III место
Краевой конкурс творческих работ «Мы в мире профессий» Сочинение «Мой выбор» Диплом за IIIместо
Степанова Н.А. (Кошурниковская оош № 22) «Умната. Ключевые особенности ФГОС», 3 место
Брух С.А. (Курагинская СОШ № 3)
Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку: 11 класс – Гайсина А., 1 место.
Всероссийская предметная олимпиада по литературе: 11 класс – Фильченко Е., 1 место, 9 класс – Кондратьева С., 2 место, Супрыгина Н., 3 место
Усанова Т.М. (Курагинская СОШ № 3) Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку: 10 класс – Степанов В., 1 место.
Всероссийская предметная олимпиада по литературе: 10 класс – Степанов В., 3 место.
Районный конкурс чтецов «Живая классика», участие – 1 человек.
Районный конкурс сочинений «390 лет поселку Курагино», победитель – Степанов В. Участие в предметной по русскому языку, Степанов В.
Всероссийский конкурс «Не ходи по тонкому льду», участие – 1 человек.
Всероссийский конкурс «Наш русский язык», номинация «стихотворение», участник Степанов В.
Педагоги РМО участвуют в конкурсах педагогического мастерства, тиражируют опыт своей работы в методических сборниках, печатных изданиях:
• Выступление на районной августовской конференции. Мастер-класс «Система оценки результатов в соответствии с требованиями ФГОС и инструментарий оценивания»; Районный мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на занятиях кружка «Юные журналисты»; Демонстрация практики в рамках I Межмуниципального форума «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «Читательская грамотность») (с.Ермаковское, сертификат); Участие в межмуниципальном семинаре юга Красноярского края «Игра как форма промежуточной аттестации»; Обобщение педагогического опыта на Всероссийском уровне по теме «Система оценки результатов в соответствии с требованиями ФГОС и инструментарий оценивания» (св-во № ВЛ-340285)
(Плисова Ю.А. Курагинская СОШ № 1• Исследование электронными СМИ сайта «Педсовет» в качестве эксперта-консультанта «Автобус» для образования» (сертификат № 163740)
(Харченко Л.А. Курагинская СОШ № 1)• Мастер-класс Работа с текстом на уроках русского языка»; Открытый урок литературы в 5Б классе «Работа с текстом в нестандартных условиях по рассказу М.Пришвина «Лесной доктор» (районный семинар).
(Вшивкова С.В. Курагинская СОШ № 1)• Демонстрация практики в рамках I Межмуниципального форума «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «Читательская грамотность») (с.Ермаковское, сертификат)
(Кильдеватова Н.В. Курагинская СОШ № 1)• Мастер-класс «Приёмы и методы смыслового чтения» (из опыта работы); Открытый урок по внеурочной деятельности «Тайна слова», 6В кл (районный семинар)
(Сальникова Н.А. Курагинская СОШ № 1)• Открытый урок «Моя речь-мое достоинство». Смысловое чтение на занятиях внеурочной деятельности (районный семинар)
(Ципушников А.В. Курагинская СОШ № 1)• Публикации : Журнал «Познание» за инициативное участие в деятельности издания, творческий подход и ответственное отношение к работе в подготовке методического материала и авторских педагогических разработок, а так же за бесценный личный вклад в развитие преподавательской деятельности по активному использованию средств информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе и внедрению Государственного образовательного стандарта в систему учебных действий;Редакция Всероссийского издания СМИ «Портал Педагога» . За активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению ИКТ в образовательный процесс.(
Крендясова Т.А. Кордовская СОШ № 14)• Конкурс педагогического мастерства «Учитель года Курагинского района 2017» 2 место; лауреат конкурса «Учитель года Красноярского края 2017»
(Русяева Н.А. Ирбинская СОШ № 6)• Всероссийский конкурс «Педагогика 21 век». Победа в номинации «Профессиональные технологии по ФГОС». Работа: Интегрированный урок литературы и истории «Емельян Пугачёв – враг государства или защитник народа».Диплом № 13971.; Публикация на сайте Infourok.ru «Урок в системе СДО. Прошлое – родина души человека ( по произведению В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» № ДБ -618406; Публикация на сайте Infourok.ru – Методическая разработка урока «Емельян Пугачёв – историческая личность и литературный образ». № ДБ-618429
(Истомина Н.А. Рощинская сош № 17)Победа в районном конкурсе социальных проектов «Мы – вместе для района» в номинации «Культурно-творческая среда» проект «Здорово жить!». Мастер-класс «Типы заданий в системе СДО» на РМО педагогов русского языка и литературы
(Леонтьева Я.А. Рощинская сош № 17)Статья «Перспективные методы обучения школьников старших классов» во всероссийском сборнике «Реализация компетентностного подхода в образовательномпроцессе: традиции, инновации, перспективы» г. Абакан, 2017
(Вострецова А.А. Марининская СОШ № 16)При определении уровня профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы видно, что многие члены РМО - это учителя, свободно владеющие содержанием программ, методикой преподавания и осваивающие инновационные педагогические технологии, использующие их в своей работе.
Анализируя в целом работу РМО в истекшем году, можно сделать вывод, что условно педагогов РМО можно разделить на 3 группы. 1 группа — педагоги, работающие творчески, имеющие достаточно высокую профессиональную подготовку, знающие проблемы современной школы, принимающие активное участие в работе РМО. 2 группа — педагоги, систематически посещающие заседания РМО и принимающие участие в работе по выявлению проблемных мест в собственной деятельности, обращающиеся за помощью к коллегам.
К 3 группе можно отнести педагогов, которые систематически не посещают заседания РМО, среди них педагоги следующих школ: Щетинкинская, Журавлевская, Имисская. Следует отметить, что количество учителей, присутствующих на заседаниях РМО в этом учебном году составляло около 60 % от количества ОУ района. Также следует отметить, что не все руководители школьных МО подают материалы для отчета, что мешает эффективной и плодотворной работе методического объединения.
Общие выводы:
Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:
1. Увеличение числа учащихся – участников олимпиад, научно-практических конференций.
1. Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся, итоговой аттестации учащихся.
2. Результаты инновационной деятельности педагогов.
3. Системный подход к анализу и планированию своей деятельности
Наиболее характерные затруднения, выявленные в процессе анализа:
• Не все члены методического объединения активны в решении вопросов, связанных с деятельностью РМО;
• По-прежнему низок процент участия членов РМО в конкурсах профессионального мастерства
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.
Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога. Работа МО на последнем заседании единогласно признана удовлетворительной.
Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы в новом учебном году продолжит работу по теме: «Инновационные педагогические технологии как условие развития УУД при обучении русскому языку и литературе».
Руководитель РМО Истомина Н.А.