Елена Мефодьевна Белякова
Сообщения : 28 Дата регистрации : 2012-06-18
| Тема: Заседание №2, Декабрь 2017 год, "Система логопедической работы в условиях ФГОС НОО с обучающимися с ЗПР Ср Дек 27, 2017 2:43 pm | |
| Заседание № 2 08.12.2017г. Присутствовало – 12 человек. Тема: Система логопедической работы в условиях ФГОС НОО с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
Цель: познакомиться с опытом работы учителя-логопеда Копейкиной А.В.; Задача: - повышение профессиональной компетентности педагогов в организации коррекционно-образовательного пространства в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР); Повестка дня: 1. Презентация учителя-логопеда Беляковой Е.М. «Логопедическое сопровождение обучающихся с ЗПР с в условиях образовательного процесса». 2. Открытое логопедическое занятие во 2 классе по теме: « Различение на письме букв А- Я после согласных. (учитель-логопед Копейкина А.В). 3. Сообщение с конференции. Титкова И.И. 4. Разное.
По первому вопросу учитель-логопед Белякова Е.М. представила презентацию «Логопедическое сопровождение обучающихся с ЗПР с в условиях образовательного процесса». По второму вопросу учитель-логопед пригласила на открытое логопедическое занятие во 2 классе по теме: « Различение на письме букв А- Я после согласных. Самоанализ занятия (учитель-логопед Копейкина А.В). Самоанализ открытого логопедического занятия. Тема: Различение на письме букв А—Я после согласных. Логопедическое занятие проводилось с детьми 2 класса, имеющими заключение ЗIIР . У данных детей отмечается недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза, лексикограмматического строя, связной речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов. При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: дифференциация букв гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, предложении, тексте. На тему «Новогодние подарки» Активизация и расширение словаря по теме “Новый год” Задачи: Образовательные: 1. закрепить знания о буквах гласных А-Я; 2. учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами а -я в слогах, словах, предложении, тексте. Коррекционно-развивающие: 1. формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и предложения; 2. развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа; З. развивать мелкую и общую моторику; 4. обогащать и уточнять словарный запас по теме «Новогодние подарки»; 5. развивать слуховое и зрительное внимание; Воспитательные: 1. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль; 2. формировать интерес к материалу логопедических занятий; З. воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности; 4. воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; 5. формировать положительную мотивацию у учащихся через использование игровых упражнений, выполнение занимательных заданий. Цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими. Планировались результаты: Предметные: Уметь дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами а -я в слогах, словах, предложении, тексте. Личностные: формировать умение применять знания на практике (в связной речи). Познавательные: Развивать познавательную активность. Регулятивные: Формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывались межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир. На занятии использовалось ИКТ, что помогало предотвратить утомление детей, повышая эффективность работы. Занятие проходило в несколько этапов. В начале занятия был создан положительных психологический настрой, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, друг друга, что создало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом. Вводно—организационный этап содержал загадки, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание. И. Содержанием мотивационно — побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: появление Снеговика, которому нужно было всегда помогать. Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность. III. Во время основного этапа дети выполняли упражнения на развитие фонематического восприятия, языкового анализа, развитие звукобуквенного анализа и синтеза, работали с предложениями, выполнили задания в тетрадях. В ходе занятия реализовывалась взаимосвязь с учителем начальных классов, дети вспомнили безударный гласный в корне слова, изучаемый в данный период (русский язык), читали слова и предложения (литературное чтение). IУ. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети отвечали на вопросы, работали со словами и предложениями вставляя буквы А-Я В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: внимание, логическое мышление, память. Все этапы занятия были выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Речевой материал подбирался в соответствии с принципом от простого к сложному, а также в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. На занятии учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии. Во время занятия формировались навыки сотрудничества, самопроверки. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями детей и задачами занятия. Несмотря на насыщенность занятия заданиями, оно продолжалось 40 минут. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены. 3. Анализ занятия.
Коновалова В.М. учитель-логопед Тюхтятской НОШ№41
Тема: «Различение на письме букв А - Я после согласных» Занятие проводилось с обучающимися второго класса с ЗПР. Форма организации занятия — подгрупповая. При планировании занятия учтены возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей (материал занятия соответствует возрасту обучающихся). С целью предупреждения утомляемости в структуру занятия включены разнообразные задания, которые соответствовали теме занятия, а также физминутка для повышения работоспособности и заинтересованности в течение всего занятия создавалась доброжелательная атмосфера. Занятие началось с организационного момента, который позволил настроить учеников на рабочую обстановку и повторить пройденное на предыдущем занятии. Затем была обозначена тема занятия и предложены различные игровые задания для формирования у обучающихся навыков дифференциации звуков А и Я после согласных. При планировании занятия были поставлены следующие цели и задачи: образовательные: - закрепить знания о буквах гласных А-Я; - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами а -я в слогах, словах. коррекционно-развивающие: - формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами и на уровне слога, слова и предложения; - развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа; - развивать мелкую и общую моторику; - обогащать и уточнять словарный запас; - развивать слуховое и зрительное внимание; воспитательные: - воспитывать умение осуществлять самоконтроль; - формировать интерес к материалу логопедических занятий; - воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности; - воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; - формировать положительную мотивацию у обучающихся через использование игровых упражнений, выполнение занимательных заданий. Структура занятия, методы и приемы, используемые на основных этапах занятия, соответствовали его целям и задачам. Присутствует логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия. Изложение изучаемого материала было доступным, с последовательным усложнением заданий. Все занятие со стороны логопеда велся контроль за работоспособностью детей и оказывалась поддерживающая помощь тем обучающимся, которые испытывали затруднения при выполнении заданий. На протяжении всего занятия наблюдался чёткий переход от одного этапа занятия к другому. Распределение времени между этапами занятия было целесообразным и рациональным. Наличие эстетично оформленного дидактического материала и оборудования. На занятии присутствовал сюрпризный момент, который также способствовал повышению работоспособности и заинтересованности детей. Была хорошая эмоциональная подача материала. дети были активны, проявляли интерес. Была организована и самостоятельная работа на карточках, и по необходимости учителем-логопедом была оказана помощь детям. Эффективность усвоения материала должна быть высокой, т.к. в течение занятия было организовано многократное повторение изучаемого материала в разнообразных заданиях на уровне слога, слова и предложения. Поставленные логопедом цели и задачи были реализованы в процессе занятия, прослеживалось единство образовательной, коррекционной и воспитательной целей. Занятие было положительно оценено всеми присутствующими коллегами. Спасибо!
Соммер Е.Н. Учитель-логопед Марининской СОШ № 16
Для достижения цели учителем были поставлены задачи: Коррекционно-образовательные: - учить различать звуки [а]-[я] - формировать номинативную лексику по теме «зима, зимние забавы» - формировать навыки устной и письменной речи на материале скороговорок; - формировать монологическую речь Коррекционно-развивающие: - учить дифференцировать звуки [а]-[я] в словах, в предложениях на слух, и правильно обозначать их на письме. - развивать фонематическое восприятие; - развивать память, мышление, мелкую моторику Задачи достигались разнообразными упражнениями, которые учитель составляла с учетом индивидуальных типологических особенностей ребенка. Форма организации-сказка. На занятии учитель-логопед использовала следующие методы: классификация предметов, метод обобщения, игровой метод, метод стимулирования и мотивация к учебно-познавательной деятельности. На занятии дети дифференцировали звуки а-я изолированно, в словах, предложении. Развивали познавательную деятельность, развивали лексико-грамматический строй речи (навык словообразования), работали по заданному алгоритму, развивали диалогическую речь (учились слушать, отвечать на вопросы). Дети самостоятельно классифицировали предметы, самостоятельно работали у доски со совами, самостоятельно давали ответы на вопросы учителя. Во время занятия был выдержал диалог: ученики- учитель. У учащихся закреплены и дифференцированы звуки а-я на уровне слова, предложения. Цель достигнута, задачи решены. На уроке развивали коммуникативные, познавательные регулятивные и личностные УУД (1) участвовали в диалоге, слушали и понимали других, оформляли свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и речевых способностей, читали вслух и про себя; 2) сравнивали и группировали предметы; 3) самостоятельно организовали свое рабочее место; 4) осваивали личный смысл учения, желания учиться). На занятии использовался наглядно-демонстративный материал, что помогло детям создать атмосферу зимней сказки. Доброжелательная атмосфера во время урока была выдержана. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Соблюдался принцип от простого к сложному: изучаемые звуки, закрепили произношение звуков в словах, обозначение звуков буквами, закрепили произношение звуков в словах, предложении. Во время занятия дети были подвижны (работали у доски), в занятие включена зарядка для глаз, физ.минутка, перед работой в тетради выполнили гимнастику. Спасибо! Белякова Е.М. учитель-логопед МКУ «ЦППиСМП»Доверие» Успешному проведению занятия способствует сама Алла Владимировна как личность: доброжелательное отношение к детям; соблюдение норм педагогической этики; мастерство педагогического общения; знание материала занятия.
При постановке целей занятия и его планировании Аллой Владимировной были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом вырабатывается свой собственный стиль и система работы. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно, складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. На протяжении всего занятия прослеживалось: внимание и прилежание обучающихся; интерес к занятию; активность детей; ненавязчивая систематическая работа педагога над ошибочными ответами. Алла Владимировна умело и своевременно поощряет и активизирует деятельность детей, предупреждает переутомляемость частой сменой видов деятельности на занятии. На занятии педагога отмечаю соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям обучающихся. Рекомендации: Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.
Прозвучали положительные отзывы коллег о занятии Аллы Владимировны. По третьему вопросу учитель-логопед Титкова И.И.приготовила сообщение с курсов.
Решили:
- Изучить каждому специалисту ФГОС стандарты и требования. - Подготовить рабочие материалы к следующему методическому объединению по теме: Система логопедической работы в условиях ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Поблагодарить учителя-логопеда Копейкину Аллу Владимировну за творческий подход к организации и участию в проведении РМО учителей-логопедов ОО.
Руководитель РМО учителей-логопедов: _____________ Белякова Е.М. | |
|