Заседание № 3
02.02.2018г.
Присутствовало – 17 человек.
Тема: Система логопедической работы в условиях ФГОС обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Организация работы с обучающимися (интеллектуальными нарушениями) в условиях внедрения инклюзивного образования.
Цель: познакомиться с опытом работы учителя-дефектолога Бобиной Н.Н., посредством посещения урока русского языка в начальном классе-комплекте (дети с интеллектуальными нарушениями), по вопросу организации работы с обучающимися в условиях инклюзивного класса.
Задача:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в организации коррекционно-образовательного пространства (режим организации урока в инклюзивном классе – комплекте) в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения);
Повестка дня:
1.«Основные педагогические технологии инклюзивного образования» Представление учебно-методических материалов педагогического университета «Первое сентября». (Белякова Е.М.)
2.Из опыта работы. Бобина Н.Н. «Особенности организации учебного пространства и учебного процесса в инклюзивном образовании»
3.Урок русского языка в начальном классе-комплекте: 2класс, 3 класс , 4 класс (обучающиеся с УУО и УО), по теме:
• Составление односложных слов из изученных букв.
• Правописание звонких и глухих согласных в конце слов.
• Согласование слов-признаков со словами-предметами.
4. Самоанализ занятия. Бобина Н.Н.
5. Анализ занятия.
6. Разное.
По первому вопросу Белякова Е.М.
Изучение предложенных материалов поможет организовать фронтальную работу, индивидуализируя её по отношению к обучающимся с разными возможностями, применяя технологии, которые позволят реализовать задачи инклюзивного образования на практике.
По второму вопросу Бобина Н.Н.
Рассказала об особенностях организации учебного пространства и учебного процесса в инклюзивном классе; дала краткую характеристику класса; познакомила с темами урока в классе-комплекте.
По третьему вопросу Бобина Н.Н. пригласила на урок русского языка в данном классе.
По четвёртому вопросу Бобина Н.Н. дала самоанализ урока.
По пятому вопросу Соммер Е.Н. учитель-логопед Марининской сош № 16
проанализировала и прокомментировала проведенный урок:
Темы:
2класс- «Составление односложных слов из пройденных букв».
4 класс: «Правописание звонких и глухих согласных в конце слов»;
3 класс: «Согласование слов-признаков со словами предметами»
На уроке изучается разный программный материал и совместная работа на протяжении всего урока невозможна.
Учитель начинает урок с актуализации знаний (разминка для всех обучающихся)
Рассматриваются картины «Времена года»
Выяснение времени года, названия месяца, какой по счёту месяц.
Учитель дифференцирует задания по подгруппам:
Задание второкласснику» Прикрепи буквы по домикам (красные и синие).
- Далее для закрепления изученного материала учитель дает обучающемуся 3 класса самостоятельную работу, а с группой обучающихся 4 класса организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При необходимости учитель дополнительно использует карточки-инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения.
В результате: с направляющей помощью учителя второклассник закрепил изученные буквы, провёл дифференциацию гласных-согласных букв; отгадал загадки; составил на доске односложные слова по лексической теме : «Домашние животные»; закрепил написание изученных слов в тетради («бык, коза, кот» - сопровождение зрительной опоры); развитие мелкой моторики (шнуровка буквы О, обведение по трафарету контура животных: бык, коза, кот; «Волшебный мешок»).
Третьеклассник по алгоритму, предложенному учителем, выделял окончания в словах, распределял слова по группам; записывал в тетради, выполнял задание по образцу с проговариванием;
Обучающиеся 4 класса: закрепили знания по теме «Звонкие и глухие согласные» - работа по алгоритму; самостоятельная работа в группе по карточкам с последующей проверкой по алгоритму; карточки для самопроверки.
Работа со всеми обучающимися: обобщили знания по теме «Слова признаки, предметы, действия. Использование командного способа работы.
Применяя карточку-инструкцию, обучающиеся составляли предложения, используя слова на карточках. Учитель следил за тем, чтобы ученики чётко проговаривали инструкцию и строили ответ по образцу. Учащиеся вспоминали, как на практике пользоваться этими понятиями.
Каждое действие подкреплено картинкой, карточкой, практическим действием; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и чёткое. Прослеживалось пошаговое выполнение задания по заданному алгоритму.
На каждом этапе – итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок (проговаривает учитель, потом – обучающиеся; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.
Проведение физминутки было своевременно и эффективно.
Учителем-дефектологом объяснено дифференцированное домашнее задание.
Эффективное использование времени на уроке позволило справиться со всеми намеченными задачами.
У обучающихся начального класса-комплекта: развиты навыки устной коммуникации; учатся соблюдать общепринятые правила общения; владеют чтением и письмом на доступном уровне.
Отзыв о занятии учителя-дефектолога
Бобиной Н.Н.
Орлова О.И. учитель-логопед Краснокаменской СОШ №4
При организации данного учебного занятия педагог продемонстрировала высокие профессиональные способности, педагогическое мастерство. С учетом возможностей обучающихся был разработан дидактический материал, активизирующий умственную деятельность детей, развивающий познавательную активность, творческие способности, что можно было наблюдать на каждом этапе занятия.
Восхищает разнообразие приемов и методов, применяемых Н.Н., использование индивидуального подхода к каждому ребенку, обеспечение эмоционального интереса на каждом этапе работы.
Педагог применяет дифференцированный подход, с учетом уровня подготовки обучающихся (часть обучающихся выполняют задание совместно с преподавателем, часть письменно). В течение всего учебного занятия осуществляется личностно-ориентированный подход с учетом особенностей обучающихся, тем самым создавая ситуацию успеха, сотрудничества, поддерживая положительные эмоции на протяжении всего времени.
Педагог сумела создать на занятии доброжелательную, спокойную атмосферу, которая позволяла детям работать активно и заинтересованно. Разнообразие заданий, множество ярких наглядный пособий, раздаточный материал сделали обычное рабочее занятие интересным. Во всём этом видна работа грамотного, идущего в ногу со временем современного специалиста.
Гивиряк Е.Ю учитель-логопед Имисской сош №13.
Интересный и познавательный настрой в начале занятия. Прослеживалась чёткая технологическая карта построения урока. Задания и инструкции были чёткие, дозированные для каждого ребёнка. Оформление доски эстетичное, наглядность в большом количестве, использовалась рационально. Задания интересные, познавательные, доступные для выполнения обучающимися. Каждое задание было прокомментировано, одобрено учителем.
Надежда Николаевна – Молодец!
Прозвучали положительные отзывы коллег об уроке.
Белякова Е.М. учитель-логопед «ЦППМ И СП «Доверие»
Урок, проведённый в инклюзивном начальном классе-комплекте, соответствует режиму организации урока в инклюзивном классе. Учителем организованы общие моменты урока, в которых участвуют все обучающиеся. Весь класс-комплект участвовал в разминке, закрепительных упражнениях.
На нескольких этапах урока работа велась дифференцированно: с подгруппой, индивидуальная работа, самостоятельная работа. Эффективно проведена проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка по заданному алгоритму, проверка с учителем). Прослеживаются определённые успехи у обучающихся, потому что учитель реализует индивидуальный подход к каждому ребёнку не на словах, а на деле.
Учитель обладает достаточной степенью личностной и профессиональной гибкости, выдержки, готовности к решению возникающих проблем; позитивно относится к решению проблем и результатам своей деятельности. На уроке в классе-комплекте, не смотря на разные темы, была конкретизирована цель и задачи деятельности для каждого обучающегося и всех вместе.
Учителем подобран материал по темам урока и наглядные средства с учётом особенностей детей. Обучающиеся 4 класса показали навыки успешной социализации (сотрудничество с учителем, командный способ работы) при выполнении заданий по образцу, по заданному алгоритму.
В процессе урока была возможность увидеть индивидуализированную работу с обучающимся второклассником (ууо). У обучающегося замедленный темп работы: учитель работает с ним в присущем индивидуальном темпе: пошаговое объяснение инструкции, пошаговое выполнение задания; объяснение алгоритма действий с учителем «сопряжённое проговаривание», проговаривание по образцу с помощью учителя.Учитель профессионально подводит обучающегося к успешному выполнению пошагового задания, заканчивается проверка задания на позитивном одобрении.
Включение в общее задание всех обучающихся с целью взаимодействия детей, формирования комфортных условий по созданию сотрудничества, взаимопомощи.
На уроке прослеживались формы работы: парное взаимодействие (один ученик учит другого под непосредственным наблюдением учителя), как продолжение, попеременно выполняют обязанности обучающих и учащихся, при этом учитель предотвращает конфликтные ситуации; индивидуальное обучение (пошаговые выполнения заданий на доске «Волшебные домики», «Чудесный мешочек», карточка, задание в тетради; групповая работа (ориентирует обучающихся на взаимовыручку, поддержку, помощь взрослого, продуктивную деятельность). Это наблюдалось при составлении предложений: обучающиеся пользовались заранее заготовленными словами-карточками, которые подбирали по смыслу и располагали в нужной последовательности. Все обучающиеся пытались помочь друг другу, чувствовалось взаимодействие и взаимопомощь, сотрудничество с учителем.
На уроке прослеживается взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Например, «Повторяйки», «Чистоговорки». Учитель применяет в уроке здоровьесберегающие технологии.
В завершении каждого этапа звучало одобрительное слово (похвала учителя).
6. Разное. Подготовка рабочих материалов к следующему РМО.
Решили:
- Изучить каждому специалисту ФГОС стандарты (интеллектуальные нарушения) и требования; изучить основные педагогические технологии инклюзивного образования по материалам педагогического университета «Первое сентября».
- Подготовить рабочие материалы к следующему методическому объединению по теме:
«Метод проекта в деятельности учителя-логопеда».
- Поблагодарить учителя-логопеда Бобину Н.Н. за творческий подход к организации и проведению урока в классе-комплекте, за активное участие в проведении РМО учителей-логопедов ОО.
Руководитель РМО
учителей-логопедов: _____________ Белякова Е.М.