АНАЛИЗ РАБОТЫ РМО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Организация деятельности методического объединения учителей района – это система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, основанных на достижениях педагогической науки и передового педагогического опыта. Изучение, внедрение и совершенствование этой системы способствует повышению квалификации и профессионального мастерства каждого педагога. Вместе с тем она включает в себя меры по управлению профессиональным образованием, самовоспитанием и самосовершенствованием педагогов, развитием и повышением их творческого потенциала и педагогического ресурса в целом. Всё это способствует совершенствованию учебно – воспитательного процесса, достижению оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.
Одним из аспектов успешности работы методического объединения является правильно обозначенная тема методической работы, её содержание и организационные формы.
Профессиональное сообщество учителей математики в 2012 – 2013 учебном году работало над темой: «Компетентностный подход в организации УВП как условие повышения качества обучения».
В связи с этим, деятельность РМО направлена на достижение цели: совершенствование профессионального мастерства учителя через становление и развитие базовых компетентностей.
Реализация поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
• осуществлять мониторинг педагогической и методической литературы, достижений современной педагогической науки через печатные издания и интернет ресурсы;
• формировать ключевые компетентности деятельности учителя и организовать их применение в УВП;
• совершенствовать методическую систему подготовки выпускников 9 и 11 классов к ГИА и ЕГЭ в соответствии с новой оценкой качества образования и нового вида контроля на основе аналитического материала по результатам ГИА и ЕГЭ за 2011-2012 учебный год;
• внедрять инновационные педагогические технологии в учебный процесс;
• создать условия, способствующие демонстрации и распространению профессионального мастерства учителя, его творческой деятельности и положительного педагогического опыта.
Поставленные задачи определили содержание заседаний РМО, позволили успешно выстроить дидактическое и методическое направления деятельности учителей математики. В этом учебном году вопросы, рассмотренные на заседаниях соответствовали основной заявленной теме.
На первом заседании РМО рассматривалась тема: «Эффективность и качество обучения учащихся по математике в 2011-2012 учебном году. Формирование рефлексивной компетентности учителя», которую готовила руководитель РМО Макарова В.В.
В рамках этой тематики обсуждались вопросы: 1. Презентация доклада министра образования и науки Красноярского края на краевом августовском педсовете.2. «Эффективность и качество обучения учащихся по математике в 2011-2012 учебном году. Направления деятельности и задачи муниципальной системы образования на 2012-2013 учебный год. Проект резолюции августовского педсовета учителей района»
3. Анализ результатов итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Работа в группах: · проблемы подготовки учащихся к итоговой аттестации, методические затруднения, причины успеха и неудач.
4. «Информационно – аналитическая составляющая профессиональной деятельности учителя. Формирование рефлексивной компетентности учителя».
5. Утверждение плана работы РМО учителей математики на 2012-2013 учебный год. В процессе этой работы были выслушаны теоретические вопросы и представлены практические наработки из опыта работы учителей района. Всё это способствовало созданию положительной мотивации педагогической деятельности каждого педагога, развитию инициативы и творчества, информированности о предстоящих изменениях школьного образования и определению перспектив собственной деятельности.
Второе заседание было посвящено рассмотрению современного урока - как основы эффективного и качественного обучения. В том числе информационно – коммуникационная компетентность: ЭОР на уроке математики. В рамках данной тематики решались задачи:
· обсудить пути внедрения компетентностного подхода как условия эффективного и качественного обучения;
· рассмотреть возможности развития информационно – коммуникационной компетентности учителя и учащихся через использование ЭОР на уроке математики;
· познакомиться с опытом работы учителей математики по применению ЭОР в урочной деятельности.
Были рассмотрены следующие вопросы:
Тема | Форма работы | Ответственный |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК |
«Компетентностный подход как условие эффективного и качественного обучения» | Доклад – презентация | Макарова В.В. |
«Развитие информационно – коммуникационной компетентности учителя и учащихся через использование ЭОР на уроке математики» | Сообщение | Суханова Е.А. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК |
Презентация опыта работы учителей математики по применению ЭОР в урочной деятельности.
| Презентация | Орлова М.Н. |
Презентация. Мастер - класс (работа с единой электронной коллекцией с использованием ресурсов интернет) | Макарова В.В. |
Презентация | Скиба А.А. |
Обсуждение | В группах | Макарова В.В. |
Из таблицы видно, что данные вопросы активно готовили не только руководитель РМО, но и учителя района.
На следующем заседании рассматривались вопросы:
1.Формирование мотивационной компетентности учащихся.
2. Регламент работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Решались задачи:
· Рассмотреть виды и уровни мотивации, формы и приемы формирования мотивационной компетентности учащихся через урочную деятельность.
· Рассмотреть изменения в итоговой аттестации в новой форме за курс основной школы.
· Проанализировать структуру и содержание КИМ.
· Скорректировать методическую работу учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации в новой форме.
· Составить регламент работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Работа заседания проводилась в следующем режиме.
Тема | Форма работы | Ответственный |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК | | |
«Формирование мотивационной компетентности учащихся» | Доклад – презентация | Макарова В.В. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК | | |
Формирование мотивационной компетентности выпускников основной и средней школы как фактор успешной подготовки к итоговой аттестации | Работа в группах | Юрченко Г.Н. Казанцев Н.Н. Суханова Е.А. Ковалева Н.В. Бочкарева Н.А. |
Выступление групп | | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК | | |
Итоговая аттестация за курс основной школы в новой форме и за курс средней школы в форме ЕГЭ | Доклад – презентация | Макарова В.В. |
Сообщение с курсов | Доронина Н.Н. Юдина О.И. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК | | |
Анализ структуры и содержания КИМ
| Работа в группах | Макарова В.В. Доронина Н.Н. Юдина О.И. |
Выступление групп | | |
Регламент работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ. | | Макарова В.В. |
Решение РМО | | Макарова В.В. |
Это заседание по тематике являлось традиционным. В течение нескольких лет учителями математики идет глубокое и целенаправленное раскрытие темы «Система работы учителя в формате ГИА и ЕГЭ».
Работа РМО по данной теме ежегодно начинается с качественного и сравнительного анализа результатов итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов, выявляется характер динамики, причины низкого качества и успеваемости, намечаются шаги действий по выходу на положительную динамику результатов. В это заседание был включен вопрос мотивации, так как положительная мотивация обучения дает хороший качественный результат итоговый аттестации. В этом учебном году большое внимание уделялось решению задач В и С части тестов ЕГЭ. Это позволило снять академические затруднения учителей предметников. С целью создания эффективной системы методического сопровождения подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ, её внедрения в деятельность каждого учителя, проводились обучающие и рефлексивные семинары. Качественно было представлено сообщение с курсов по данной тематике Сухановой Е.А., Юдиной О.И., Дорониной Н.Н.. Система работы по теоретической и практической части ГИА и ЕГЭ прослеживается на всех заседаниях РМО. Особое внимание уделялось изменениям в структуре тестов ГИА и заполнению бланков ответов. Результатом работы РМО по данному вопросу явилось написание регламента по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ, создание каждым учителем, работающим в выпускных классах, своей методической системы, или коррекции уже имеющейся программы деятельности по подготовки учащихся к итоговой аттестации. В этом учебном году с регламентом и программами подготовки к ГИА и ЕГЭ работа была продолжена с целью их совершенствования.
Один из показателей педагогического профессионализма - это эффективное применение инновационных технологий в учебно – воспитательном процессе. Знакомство, изучение и внедрение инновационных технологий позволяет повысить качество обучения и качество преподавания по предмету, раскрыть педагогический потенциал и использовать профессиональные ресурсы каждого учителя, тем самым увеличить количество прогрессивно мыслящих и творчески работающих педагогов. С этой целью на очередном семинаре была рассмотрена тема «Внедрение ФГОС второго поколения в основной школе. Актуальность внедрения личностно – компетентностного и системно – деятельностного подходов. Конструктор урока». Эта тема рассматривалась на мартовских каникулах.
Задачи, которые были поставлены на этом заседании: · Рассмотреть внедрение ФГОС второго поколения в основной школе: содержание, технологию введения и способы работы учителя.· Обсудить актуальность внедрения личностно – компетентностного и системно – деятельностного подходов.
· Познакомиться с опытом работы учителей математики по применению СДП на уроках математики. · Заложить изменения в методическую и технологическую системы учителя по обучению учащихся. · Познакомиться с новыми требованиями к составлению плана урока (технологическая карта, конструктор урока).Работа данного заседания проводилась по следующему плану.
Тема | Форма работы | Ответственный |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК | | |
«Внедрение ФГОС второго поколения в основной школе: содержание, технологию введения и способы работы учителя». | Доклад – презентация | Макарова В.В. |
«Актуальность внедрения личностно – компетентностного и системно – деятельностного подходов» | Доклад – презентация | Макарова В.В. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК | | |
Презентация опыта работы учителя математики Артемовской СОШ Гостевой Н.Н. по применению СДП на уроках математики. | Презентация Видео урок | Гостева Н.Н. |
Обсуждение презентации | Работа в группах | Суханова Е.А. Юрченко Г.Н. Ковалева Н.В. |
«Новые требования к составлению плана урока (технологическая карта, конструктор урока)». | Сообщение | Макарова В.В. |
Обсуждение: изменения в методической и технологической системе учителя по обучению учащихся | Работа в группах | Суханова Е.А. Юрченко Г.Н. Ковалева Н.В. |
Выступление групп | | |
Решение РМО | | Макарова В.В. |
Последнее заседание было посвящено анализу работы РМО за 2012 – 2013 учебный год и составлению перспективного плана работы на следующий учебный год.
Режим работы.
Тема | Форма работы | Ответственный |
«Анализ работы РМО за 2012 – 2013 учебный год» | Доклад – презентация | Макарова В.В. |
«Оценка деятельности РМО» | Работа в группах | Суханова Е.А. Ковалева Н.В. Аплошкина Т.С. |
Перспективный план работы на 2013-14 учебный год | Работа в группах | Суханова Е.А. Ковалева Н.В. Аплошкина Т.С. |
Выступление групп | | |
Презентация опыта работы учителя математики Черемшанской СОШ Тазиной А.В.(в рамках аттестации). | Сообщение - презентация | Тазина А.В. |
Выборы руководителя РМО | Работа в группах | Суханова Е.А. Ковалева Н.В. Аплошкина Т.С. |
Выступление групп | | |
Решение РМО | | Макарова В.В. |
Деятельностный подход в организации заседаний, позволил активно участвовать в работе РМО всех членов педагогического сообщества. С целью включенности, оптимального использования и развития индивидуального ресурса каждого педагога, применялась работа в группах, индивидуальная и коллективная работа педагогов. Разнообразные организационные формы заседаний, таких как: информационно – рефлексивный семинар, обучающий семинар, мастер – класс, открытый урок, круглый стол, эффективно сработали на раскрытие содержания каждого вопроса и решение проблем по представленным темам. Системная работа в этом направлении дала хороший результат. Учителя приняли групповые формы работы, стали более активными открытыми, инициативными.
Изменения в процедуре прохождения аттестации, позволили активизировать деятельность как аттестующихся учителей, так и всех членов районного методического объединения. Учителя математики активнее стали заниматься тиражированием своего педагогического опыта.
Вопросы, рассмотренные на заседаниях РМО, позволили охватить круг педагогических проблем в условиях модернизации школьного образования, стоящих перед профессиональным сообществом учителей района и учителей математики в частности.
Представленная тематика заседаний отразила систему работы членов методического объединения по информационно – методическому обеспечению образовательного процесса:
· изучение потребностей и запросов на педагогическую информацию по актуальным вопросам обучения;
· создание и использование банка педагогической информации, и обслуживание учителей имеющимися в нём данными;
· формирование информационной культуры педагогического сообщества;
· обучение самостоятельному поиску необходимой педагогической информации;
· публикации в методическом сборнике РМК, широкое освещение и использование информации о передовом педагогическом опыте;
· создание медиатеки для учителей и учащихся;
· сбор и обработка педагогического опыта;
по организации диагностической, мониторинговой и аналитической деятельности, направленной на повышение эффективности образовательного процесса:
· определение целей и содержания диагностики и мониторинга;
· разработка систем и программ по подготовке, проведению и анализу диагностики;
· оказание помощи в проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
· подготовка необходимых диагностических материалов и измерителей, обсуждение методики их проведения;
· создание банка статистических и отчетных данных по результатам промежуточной диагностики и мониторинга результатов (ГИА и ЕГЭ);
· коррекция деятельности педагогов на основе анализа статистических данных;
по организации инновационной деятельности:
· выбор программ, учебников и учебных пособий;
· разработка программ, учебных планов, методик преподавания;
· организация работы по знакомству с инновационными технологиями и распространению передового педагогического опыта;
по участию в аттестации коллег и прохождению собственной аттестации:
· оказание консультационной помощи при подготовке аттестационных материалов;
· участие в анализе и экспертизе аттестационных портфолио и презентаций педагогического опыта, позволяющих выявить творческий потенциал учителя.
Членами педагогического сообщества учителей математики отмечено, что тематика и содержание заседаний РМО в этом учебном году соответствовала заявленной теме. Задачи, поставленные перед РМО успешно решены и помогли в реализации обозначенной цели. Но, вместе с тем, на этапе анализа и рефлексии деятельности РМО в 2012 – 2013 учебном году были выделены проблемы, на которые необходимо обратить внимание в следующем учебном году:
· повышение качества математического образования школьников района;
· изучение и внедрение ФГОС второго поколения в УВП основной школы;
· внедрение инновационных технологий в учебный процесс;
· развитие педагогического потенциала на школьном и муниципальном уровнях (публикации, конкурсы, творческие и проблемные группы, курсы ПК, и т.д.);
· организационно - методические аспекты подготовки ГИА и ЕГЭ;
· практикум решения экзаменационных задач, снятие академических затруднений по предмету учителей района;
· работа с одарёнными детьми, активизация исследовательской деятельности по предмету.
Исходя из этого, в плане работы на 2013 – 2014 учебный год, необходимо заложить изучение вопросов, охватывающих круг возникших проблем и позволяющих успешно их разрешить.
Работа РМО учителей математики в 2011 – 2012 учебном году признана хорошей.
10.06.13г.
Руководитель РМО: _________________/ В.В.Макарова.