Подготовительный этап (январь – начало февраля)
Образование рабочей группы общеобразовательной организации по обеспечению добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Руководитель рабочей группы – директор ОО, в составе рабочей группы – ответственный за образовательную программу начальной ступени администратор, учителя курса ОРКСЭ, классные руководители третьих классов, председатели родительских комитетов третьих классов.
Разработка и утверждение плана мероприятий по обеспечению свободы выбора и распределение обязанностей.
Оформление на сайте ОО страницы о комплексном курсе ОРКСЭ или обновление материалов на уже имеющейся странице. На странице школьного сайта о курсе ОРКСЭ рекомендуется разместить нормативные документы федерального и регионального уровня о курсе, информацию о содержании и темах уроков модулей, детские работы, проекты по курсу, рекомендации для родителей .
Оформление школьного стенда о курсе, стендов о курсе в кабинетах 3-х классов, выставки о курсе в школьной библиотеке и т.д.
Основной этап - (февраль – первая неделя марта)
Собрание родителей третьеклассников «Выбор модулей комплексного курса «Основы религиозной культуры и светской этики». При наличии нескольких классов в параллели целесообразно провести общее собрание. Участники собрания: администрация ОО, учителя курса ОРКСЭ, классные руководители третьих классов и родители учащихся, приглашенные представители традиционных религиозных конфессий. Протокол родительского собрания ведет заместитель директора ОО совместно с председателями родительских комитетов классов.
Заключительный этап.
Подведение итогов выбора. Анализ выполнения плана мероприятий по обеспечению свободы выбора.
Начало апробации – 2009-2010 учебный год (апрель-май) – участники апробации 19 субъектов Российской Федерации.
Важно отметить, что в 2010-2011 учебном году к 19 регионам присоединились еще два региона (по инициативе самих регионов): Республика Марий Эл и Ярославская область.
«Основы светской этики»-42%
«Основы православной культуры»- 30% «Основы мировых религиозных культур» -18%
«Основы исламской культуры» - 9% 1% - «Основы буддийской культуры» -1%
«Основы иудейской культуры» и менее 1%
По данным мониторинга за три года реализации курса ОРКСЭ
курс «Основы светской этики»:
2012/2013 учебный год - 44,2%;
2013/2014 учебный год - 44,2%; 7
2014/2015 учебный год - 44,6%.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
изучают на протяжении всех трех лет еще около 20 % обучающихся 4-х классов.
выбор конфессиональных модулей в общем распределении обучающихся составляет менее половины – около 40 %:
Из них:
более 30% - приходится на изучение модуля «Основы православной культуры»;
менее 4% - «Основы исламской культуры»;
менее 0,4% - «Основы буддийской культуры»
и около 0,01% - «Основы иудейской культуры».
По данным мониторинга в 2014/2015 учебном году курс ОРКСЭ изучают ?1 445 298 обучающихся.
В первом полугодии 2014/2015 учебного года обучающиеся изучали:
«Основы светской этики» - 651 106 обучающихся (44,2%);
«Основы православной культуры» - 473 181 обучающихся (32,93%);
«Основы мировых религиозных культур» - 262 846 обучающихся (18,4%);
«Основы исламской культуры» - 51 345 обучающихся (3,57%);
«Основы буддийской культуры» - 5 763 обучающихся (0,4%);
«Основы иудейской культуры» - 311 обучающихся (0,02%).
Не выбрали для изучения ни один из модулей учебного курса ОРКСЭ – 746 обучающихся (0,48%) (обучение по индивидуальным учебным планам).
Общая численность педагогов по учебному курсу ОРКСЭ в 2014/2015 учебном году составила 68 517 человек.
Большинство педагогов, реализующих курс ОРКСЭ – учителя начальных классов - 66%, 18% - учителя истории и обществознания, 7% - учителя русского языка и литературы, 9% - учителя мировой художественной культуры и других предметов.