Горн Валентина Алексеевна, учитель биологии МБОУ Курагинской СОШ№1
Высшая квалификационная категория
педагогический стаж 24 года
Урок биологии
ТЕМА «Вегетативное размножение покрытосеменных растений».
Цели:
деятельностная цель: формирование умения преобразования информации в таблицу;
образовательная цель: выяснить возможность использования вегетативных органов для размножения
Задачи урока:
обучающие: изучить способы вегетативного размножения при помощи побегов, корней, листьев, почек; овладение навыками размножения растений и ухода за ними; показать роль вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве;
развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся;
привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы;
воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к природе,
Формирование УУД:
личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); проявлять готовность к саморазвитию ;
предметные: значение вегетативного размножения; способы вегетативного размножения;
метапредметные: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение внимательно работать с текстом, таблицами, анализировать, выделять главное; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою; воспроизводить по памяти информацию, умение работать с текстом учебника, биологическим словарем; структурировать материал; слушать выступление товарища; строить монологические высказывания.
Технологическая карта.
тема
Вегетативное размножение покрытосеменных растений
План урока
1. Проверка знаний: выяснить какие растения относятся к покрытосеменным, в чем их отличие от голосеменных растений; какие вегетативные и генеративные органы имеет цветковое растение; перечислить видоизмененные побеги
2. Изучение нового материала:
- выяснить способы вегетативного размножения
- выяснить значение вегетативного размножения
3. Рефлексия:
- решение биологических задач с использованием нового материала
4. Д/З: п. 25, вопр стр. 144
Тип урока
Комбинированный
Методы обучения
Частично-поисковый
Основные понятия и термины
Черенок, отпрыск, отводок, прививка, подвой, привой, культура тканей
Приемы деятельности учителя
Программированный опрос. Постановка проблемного вопроса: можно ли вегетативные органы использовать для размножения? Организация работы с учебником, таблицами, работы по решению биологических задач.
Организация деятельности учащихся
Выполнение программированного опроса, поиск ответов на поставленные проблемные вопросы, работа с таблицами, учебником, заполнение таблицы, заслушивание ответов, сравнение своей работы с эталоном.
Познавательные задания
1. В тексте выбрать способы вегетативного размножения: черенком, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами, культурой ткани.
2. На основе выбранного материала найти примеры данных способов размножения на таблицах на доске.
3. Познакомить с методиками размножения черенками и отводками.
4. Найти среди комнатных растений примеры к соответствующим способам вегетативного размножения.
Источники информации
Основные: В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: Дрофа, 2015
Таблицы: вегетативное размножение растений
Домашнее задание
Д/З: п. 25, вопр стр. 144
Приложения к уроку:
1. Презентация
2. Задания:
1) Заполнить таблицу
№
Способ вегетативного размножения
Примеры растений
1
Черенками:
а) листовые
б) стеблевые
в) корневые
2
Ползучими побегами
3
Отводками
4
Подземными видоизмененными побегами:
а) луковицами
б) клубнями
в) корневищами
5
Прививкой
6
Культурой тканей
2) Найти среди комнатных растений примеры к соответствующим способам вегетативного размножения.( Хлорофитум, колеус, амазонская лилия, гинура, кислица, фиалка, традесканция) можно использовать другие примеры в зависимости от имеющихся в кабинете.
3) Биологические задачи:
1. У вас дома есть одна красивая фиалка. Вы хотели бы подарить другу (подруге) такое же растение. Как можно обойтись без особых затрат, при этом сохранив своё растение.
2. Что произойдет и почему, если вы будете уничтожать осот, разрубая его лопатой?
3. Можно ли на одном дереве яблони увидеть яблоки разных сортов? Ответ поясните.
Примечание: заполнение таблицы идет в группах ( время выполнения 8 — 10 минут)
1 группа — строка 1,2
2 группа — строка 3,4
3 группа — строка 5,6 (если класс большой, можно продублировать задания для групп и потом сравнить результат выполнения, что совпало,чем отличаются)